На первый взгляд, да, Игорь Рийк на художника не похож. Как он сам, смеясь, рассказывает, приятель сына, увидев его, сказал: «Ну, золотую цепь на шею, и — на разборки». Зато другим его профессиям-хобби вполне соответствует: зам. председателя ВОСВОДа, редактор журнала с одноименным названием, владелец издательства (вместе со своей женой), куратор проекта «Балтийский берег».
Конечно, для того, чтобы держать издательство, сейчас не обязательно иметь борцовскую внешность, но деловые и бойцовские качества никто не отменял.
Но это все было потом. Самое давнее увлечение, ставшее затем профессией – фотография. С шести лет фотографирует, затем, уже взрослым, работал фотокорреспондентом в разных журналах. Возможно, отсюда выбор специальности – Игорь закончил ЛИТМО, именно факультет точной механики, и несколько лет проработал на кафедре инженером. Он прекрасно понимает, как устроены различные механизмы, почти все может сделать своими руками. Во всяком случае, разобрать и тут же собрать фотоаппарат – запросто.
С 1978 года он работал в разных геологических партиях, объездил всю Россию, побывал на Баренцевом и Белом морях. И, конечно, фотографировал: чудеса природы, архитектурные шедевры. Одна из его первых фотовыставок — «Храмы России» как результат путешествий по стране. Позднее он сам организовывал экспедиции, например, собирал людей, желающих научиться подводному плаванию.
На вопрос, почему все-таки ВОСВОД, и как он пришел в это общество, отвечает, что в 76-ом году, студентом, работал летом спасателем. Затем, уже позже, его пригласили на фотосъемки показательных выступлений ВОСВОДа, что и определило его решение. Два года назад был восстановлен журнал «ВОСВОД», редактором которого он стал. Возвращаясь к фотографии, нужно сказать, что Рийк устраивал десятки выставок – в Петербурге, Финляндии, Швеции, Польше. В 2007 году состоялась его выставка «Паровозы» в Музее нонконформистского искусства, где он был представлен уже как выборгский фотохудожник.
В Выборг Игорь вместе с семьей переехал в 2004 году. У него дом в черте города. На вопрос «почему?», ведь он петербуржец, родился на Васильевском острове, отвечает, что Питер его просто «достал». А в Выборге он часто бывал еще вместе с родителями, и позже, взрослым, наезжал уже к друзьям. Они объездили весь Северо-Запад.
Ему всегда нравился наш город своей необычностью, он много знает о его истории. С 2005 года они с женой организовали издательство, которое выпускает краеведческую литературу, туристические справочники, путеводители. И опять здесь совпадает интерес и работа – в истории Выборга можно накопать очень любопытные факты, а «копают» они сами, вместе с женой.
«Выборг вообще дает возможность для творчества, здесь есть время остановиться, подумать. В Петербурге мешает текучка», — считает Игорь. С другой стороны, «здесь люди просто выживают», — говорит Рийк. Для продвижения своего таланта нужен даже не Питер, в котором также сложно пробиться, а грамотный пиар на Западе.
Несколько лет в Петербурге он держал типографию, но это был какой-то бесконечный круговорот, времени ни на что не хватало. Что касается издательства, то оно вполне рентабельно, хотя организовано не ради денег, а для обеспечения творческих процессов. И тут мы возвращаемся к тому, с чего начали: ко всем своим трудам Игорь присовокупил увлечение авангардным искусством. Ему нравится работать с металлом (вполне мужское, впрочем, увлечение). «Мне интересно представить другое пространство в дереве и металле», — говорит Игорь. «Когда я работаю с металлом, то у меня голова отключается, это – новое восприятие мира». Делает он также работы из металлопластика.
Вполне творческие люди, они вместе с женой занимаются тем, что им интересно. Александра Макарычева – вторая жена Рийка, она закончила театроведческий факультет, а встретились они на съемках фильма, где Игорь играл в эпизоде, а Александра работала помощником режиссера. Супруги уже 21 год вместе. Налицо полное совпадение стиля жизни, творческих запросов. У Александры также были персональные выставки (батик) в Петербурге, Петрозаводске, она принимала участие в вернисажах в Польше и Финляндии. Писала тексты для краеведческих изданий, сочинила «Сказки от Выборга и дальше». Теперь пробует себя в беллетристике. Написала детектив «Убийство по «старому стилю»» – очень аккуратную стилизацию «начала века». Книга написана занимательно, иронично, со вкусом. Супруги издали ее небольшим тиражом.
Небольшому издательству на рынок пробиться сложно, но в планах партнеров по бизнесу — перейти на издание беллетристики. Они читают поступающие к ним рукописи, изучают спрос. Чисто коммерческие проекты их не интересуют – слишком много макулатуры на прилавках, написанной примитивным, бедным языком. Однако Игорь считает, что он живет в реальном мире, то есть сочетает практическую сметку и творческое начало, и пока все проекты были более или менее успешны. Супруги пытаются продвинуться на рынок путем постепенного его «продавливания».
На вопрос, считает ли он себя богемным человеком, Игорь ответил: «В Петербурге да, вначале было. А потом — надоело». Но и на респектабельного буржуа он не похож. Коммерческие проекты не противоречат интересу, а если учесть, сколько этих самых интересов, то можно только поразиться кипучей энергии предпринимателя, художника, спасателя, редактора и прочая…