Архитекторам, экспертам, ландшафтным дизайнерам, историкам и археологам подробно рассказали о ходе работ, однако не смогли предъявить охранный документ музея-заповедника.
В понедельник, 22 января, семь членов петербургского совета ИКОМОС побывали в парке Монрепо, где встретились с сотрудниками музея-заповедника и представителями подрядной организации — работы по заказу Фонда инвестиционных строительных проектов (ФИСП) ведёт НП «Группа проектно-строительных компаний «Возрождение».
Встреча проходила в формате диалога, а порой и острой дискуссии. Главный специалист по парковой реставрации Алексей Лодыгин, представляющий авторский надзор, в течение двух часов отвечал на вопросы, однако так и не смог представить документ, на котором, по мнению специалистов, должен был базироваться проект реставрации – предмет охраны музея-заповедника. В нем должно быть зафиксировано всё, что является ценностью уникального скально-ландшафтного парка. Документ призван защищать объект культурного наследия от любого неправомерного вмешательства. (Кстати, я тоже не смогла найти охранный документ на сайте областного комитета культуры, а именно туда всех направил представитель подрядчика).
План 1805-го вместо 1939-го, или Зачем было изъято 135 лет?
ИКОМОС – сеть экспертов, среди которых имеются архитекторы, историки, археологи, историки искусства, юристы, географы, инженеры, градостроители. В его структуру входят как национальные, так и специализированные научные комитеты, например, по культурным ландшафтам, по управлению археологическим наследием, по историческим городам и селениям, по юридическим, административным и финансовым проблемам, по объектам ХХ столетия.
В Выборг группа специалистов приехала во главе с председателем совета ИКОМОС Санкт-Петербурга, заместителем председателя национального комитета ИКОМОС Сергеем Горбатенко, который по образованию является инженером, искусствоведом, членом президиума Совета ВООПИиК Ленинградской области, членом Общественного совета по сохранению культурного наследия при губернаторе Ленобласти, он же автор концепции реставрации Большого (Меншиковского) дворца в Ораниенбауме, девяти научных монографий, участник и рецензент Международного форума экспертов по Всемирному наследию в Санкт-Петербурге и так далее. Вместе с ним прибыли Елизавета Алёхина и Андрей Субботин – заместители председателя, Николай Лаврентьев – специалист по ландшафтному дизайну, Алла Кищук – специалист по Монрепо и приглашённый эксперт РФ, Павел Платонов, Виктор Дмитриев и Михаил Киселёв. Перечислять регалии каждого не стану – их можно найти в интернете.
О намерении приехать и оценить ход работ специалисты заблаговременно (14 января) написали губернатору Дрозденко и руководителю музея-заповедника Александру Буянову. Последний сообщил, что им необходимо согласовать свой приезд с генеральным подрядчиком АО «ПО «Возрождение», поскольку именно оно занимается реконструкцией; в свою очередь, представители «Возрождения», сообщив, что не уполномочены выдавать какие-либо разрешения, переадресовали экспертов в ФИСП…
В результате, в понедельник днём за весь музей-заповедник на встрече «отдувался» главный специалист по парковой реставрации Алексей Лодыгин… Реставратор представил специалистам планировку 1804-1806 годов Людвига Николаи, которая была взята за основу, а предложена она была тогдашним директором заповедника Евгением Труфановым, поскольку из всего сохранившегося являлась наиболее достоверным планом с прорисовкой объектов и чёткими границами.
— План 1804 года странный, загадочный, явно представительский, он награвирован, размножался в первой книге Николаи… Этот план ни в коем случае не фиксационный и, следуя ему, мы энергично вмешиваемся в структуру парка, создаём некую новую реальность, которая никогда не существовала. Безусловно, эта карта во многом соответствует нынешней планировке, но во многом и не соответствует ей, — высказался Сергей Горбатенко. – Отдавая предпочтение этому плану, мы полностью игнорируем последующие эпохи существования Монрепо. А ведь при сыне Николаи и последующих владельцах, которые любили парк, поддерживали, лелеяли вплоть до 1930-х годов, многое было сделано. Вместо этого мы создаём новую реальность, делаем ландшафтные рубки, уничтожая много старовозрастных деревьев, притом здоровых, ради реализации этой сомнительной идеи. К примеру, у залива была великолепная пейзажная композиция, группа деревьев – после сноса осталось лишь одно… Мы однозначно против такого подхода. Самое главное – сохранить парк, который дошёл до нашего времени. Нужно его поддержать, провести санитарные рубки и очень осторожно — ландшафтные. И идти путём сохранения и консервации. В конце концов, в таком важном документе, как Флорентийская хартия, посвящённой садам и паркам, который отсылает к основополагающему документу Венецианской хартии, сказано, что ни одной из предыдущих эпох не должно отдаваться предпочтения за счёт последующих.
Зашла речь и об археологических слоях, существующих на территории Монрепо: что происходит с ними во время земляных работ? Тут слово взял приглашённый компанией «Возрождение» археолог Александр Смирнов, который рассказал, что в ходе археологического обследования территории Монрепо в 2012 году были зафиксированы археологические слои 17-19 веков и на этих местах проводятся раскопки. Ежемесячный отчёт об этих работах археологи представляют компании «Возрождение».
— Вот здесь, где мы находимся (рядом с главной усадьбой), проводятся работы по укладке ливневой канализации, есть слой конца 17 века. По иконографии нам известно, что в этом месте находилась шведская мыза (хутор), и мы фиксируем все находки. В раскопках участвует и Александр Сакса, по окончании работ всё будет сдано в комитет по культуре, – отрапортовал Александр Смирнов, сотрудник Института истории и материальной культуры РАН.
Возвращаясь к проекту реконструкции, хочется отметить, что Алексей Лодыгин лично участвовал в его разработке ещё в 2012 году, на этапе, когда проходили геоботанические, дендрологические, гидрологические исследования. Все проектные решения принимались на основе тех документов, которые были сформированы в 2013 году, историческую справку готовили Юлия Мошник и Михаил Ефимов. Повторюсь, что директором музея-заповедника в то время был Евгений Труфанов, а главным хранителем — Татьяна Зинчук. Именно они горели идеей сделать всё согласно плану 1804 года — их подписи стоят под проектом. Однако сегодня Татьяна Зинчук, уволившаяся более двух лет назад, тоже не согласна с ходом реконструкции…
Поговорили и о сосне у Храма Нептуна, о возрасте которой кто только не спорил: 385 ей было лет, как записано в документах, или 250, которые просматриваются на кольцах – против её спила ИКОМОСовцы как раз ничего не имели, дерево было мёртвым…
Подводя итоги
Почему всё это не было учтено на момент формирования проекта? Изменится ли что-то после этой встречи? Нам тоже хотелось бы знать. А пока представители ИКОМОСа взяли себе неделю на размышление, после чего планируют писать во все инстанции, поскольку, как отметил Сергей Горбатенко, уезжая из Монрепо: «Катастрофа назревает…». Обращаться с просьбой остановить работы и пересмотреть проектные решения планируют в Минкульт, Александру Дрозденко и Владимиру Путину…
«А что для вас изменится после этой встречи?» — с этим же самым вопросом я обратилась к руководителю контракта компании «Возрождение» Татьяне Петровой.
— ИКОМОС – общественная организация. Нас нанял ФИСП, проект утверждён по всем статьям, прошёл проверку в ФАУ «Главгосэкспертиза России», — прокомментировала руководитель. — Если ИКОМОС обратится в Главгосэкспертизу и эксперты захотят прислушаться к ним, только в этом случае что-то может измениться. Если этого не произойдёт, мы продолжим работы согласно утверждённому плану.