Пригородный поселок Гвардейский сейчас стал тихим и спокойным. Изредка пробегут по мосту через Банный залив несколько машин, обгоняя местных жителей, которые спешат к «красному дому» на автобусную остановку или в «Карусель». А еще несколько месяцев назад этот поселок по интенсивности дорожного движения не уступал любой магистрали Выборга.
Машины нескончаемым потоком скатывались и взбирались на мост через Сайменский канал. В народе его по старой привычке называют «мостом Дружбы», как символ единения с миролюбивой Финляндией. По примыкающей к нему поселковой улице Шестакова и двигался этот транспортный поток.
Сейчас тут тихо. У предмостья стоит красное ограждение с информационным щитом. Он сообщает, что идет капитальный ремонт моста, который осуществляет петербургская строительная компания «Техпрогресс». К местному бюджету это отношения не имеет, поскольку объект федерального значения с соответствующим финансированием. На щите указаны сроки работ: начало 25 декабря 2009 года и окончание 20 декабря 2010 года. Однако эта информация уже устарела. Как пояснил технический руководитель работ Александр Кукарин, задержка произошла на подготовительном этапе, на всякого рода согласованиях, в том числе с «гаишниками». Поэтому ремонт моста начался лишь 12 февраля. Удастся ли теперь уложиться в завленные сроки, пока сказать трудно.
За два месяца ремонтных работ уже немало сделано. Снято асфальтовое покрытие моста, идет демонтаж пешеходных проходов. Нет уже кирпичных будок контрольно-пропускного пункта, где когда-то пограничники проверяли документы. А ширина проезжей части моста теперь увеличивается на три метра за счет пешеходных тротуаров. Они выносятся по бокам на специальных консолях. Никаких тросовых подвесок тут не предусмотрено, все будет на жестком креплении. Проезжая часть и пешеходные дорожки будут на одном уровне, но, разумеется, с ограждением.
У подъезда к мосту внимание привлекла группа рабочих, суетившихся возле глубокой ямы. После ее расширения, как пояснили строители, это будет нечто вроде рва глубиной в четыре метра. Потом его засыпят, хорошо утрамбуют, а сверху положат восьмиметровые железобетонные плиты. По ним транспорт будет въезжать и съезжать с моста. Тем самым устранят недостаток строителей советских времен. Тогда обошлись без плит, поэтому мостовая и предмостовая части составляли единое асфальтовое покрытие. При подъезде и спуске оно особенно разрушалось, его постоянно латали. Теперь эта проблема будет решена.
Прежде чем положить на мосту новый асфальт, под него поместят гидроизоляционное покрытие, сделают специальные водоотводы. Однако сначала нужно закончить ремонт опор и перекрытий. Рыбаки, ходившие раньше под мостом к берегу бухты, знают, что между нижними частями парных опор существовал свободный проход. Сечас этого уже нет. Нижнюю часть таких опор поместили в один огромный бетонный «башмак», что значительно увеличивает запас их прочности.
Однако больше хлопот предстоит с ремонтом верхних частей опор, высота которых достикает 25 метров, и лежащих на ней перекрытий. Чтобы это сделать, необходимо поднять весь пролет моста. А это не шутка, поскольку использование подъемных кранов не планируется. Пролет зависнет над опорами с помощью мощных гидравлических домкратов. Причем наиболее сложную работу нужно выполнить на части моста, находящейся над водной поверхностью. Тут самый длинный участок— 140 метров. Вся же протяженность моста составляет полкилометра.
По словам Александра Кукарина, такие работы для них не впервой. Со многими из сегодняшних строителей он возводил мосты в Карелии, Петербурге, в разных местах Выборгского района. Сейчас задействовано 60 человек. Половину из них составляют жители Выборга, владеющие специальностью мостостроителя.
Серьезных проблем пока нет. За исключением затянувшегося решения вопроса с устройством линии электропередачи, которое вменяется в обязанность местным организациям. Пока ток на стройку поступает по воздушной «времянке», что не совсем хорошо.
…На середине моста развевался флаг с эмблемой футбольного клуба «Зенит». Оказывается, многие из строителей являются его ярыми болельщиками и открыто это демонстрируют. Остается надеяться, что они будут такими же удачливыми и ловкими в работе, как зенитовские голкиперы, и в срок закончат ремонт моста.