В №49 «Выборгских ведомостей» от 29.06.2010 была опубликована статья «Убитое чудо». Материал касался странных обстоятельств, по которым свое существование в Выборге прекратил крупнейший в Европе автомузей, в коллекцию которого входило около 120 раритетных машины.
Напомню: 25 июля прошлого года, равно через 50 лет открытия знаменитой Американской Национальной выставки в Москве, впервые познакомившей советских людей с фантастическим дизайном автостроения США, в Выборге открылся автомузей, в котором, в том числе, были представлены некоторые из участников той легендарной выставки: Ford Skyline, Ford Tanderberd, Chevrolet Corvette.
На открытии присутствовала Генеральный Консул США в Санкт-Петербурге Шейла Гуолтни, высоко оценившая усилия выборгских властей по созданию уникального музея, объявленного открывавшим экспозицию главой выборгского района Георгием Порядиным «муниципальным».
Рассказывая об этом знаменательном событии, «ВВ» опубликовали весьма комплиментарную статью, в которой муниципальная принадлежность музея была оценена следующим образом: «То, что этот музей муниципальный, делает его предметом гордости горожан, хотя значение его выходит за рамки даже европейские – с коллекцией в Выборге могут соперничать лишь музеи в Абу-Даби и Монако». Муниципальная принадлежность музея была обозначена неоднократно и под объективами десятка телекамер.
Не просуществовав и года, музей закрылся. В отличие от шумного открытия, смерть музея наступила незаметно и тихо – машины покинули 6.000 квадратных метров павильона в Выборге и переселились в петербургский ЛЕНЭКСПО, где коллекция демонстрируется с 1 июля.
Президент клуба «Ретро-Юнион» Сергей Свиридов в интервью сообщил: «После открытия, PR-акций выборгской администрации и прочей демонстрации «городских достижений», к которым я отнес бы и привоз в музей делегации Межпарламентской ассамблеи, о нас просто забыли. К нам появились финансовые претензии – мы, дескать, занимаем и эксплуатируем чужое помещение. Обстановка становилась все более нервной. Международный культурный центр (призванный служить гарантом реализации проекта), представленный нам когда-то господином Порядиным, перестал выходить на связь, его телефоны замолчали (как, впрочем, и телефоны самого Порядина). Пробиться на прием к главам администрации оказалось делом непосильным».
В статье «Убитое чудо» наша газета обратилась к сотрудникам администраций с просьбой прокомментировать ситуацию. Сделать это любезно согласился заместитель главы администрации Выборгского района Эдуард И, занимающийся финансами.
Прежде всего, пояснил Эдуард Анатольевич, фраза господина Порядина о муниципальной принадлежности музея было неправильно истолкована представителями СМИ. Георгий Александрович, оказывается, подразумевал лишь «инициативу» муниципальных властей по созданию «коммерческого» проекта – «Выборгского автомузея».
Наверное, так оно и было, но видео и аудиозаписи говорят о том, что на повторный вопрос: «Так музей муниципальный?», господин Порядин отвечает утвердительно и развивает мысль о расширении функций музея, говоря о планировании создания мультимедийной части и привлечении детей и молодежи.
Выражая огорчение по поводу исчезновения автомузея из городского культурного поля, господин И уточнил, что стечение обстоятельств, лишившее Выборг учреждения культурной и технической истории российского и зарубежного автостроения, принесло убыток не только клубу «Ретро-Юнион», но и предпринимателю А., предоставившему принадлежащее ему помещение для размещения коллекции авто.
Как оказалось, по соглашению с администрацией, предприниматель А. из недостроя, в кратчайшие сроки, возвел здание и оборудовал его всем необходимым. По этому же соглашению он предоставил здание клубу «Ретро-Юнион», обязуясь не брать с них никакой платы, кроме коммунальных расходов, до 1 января 2010 года, после чего клуб должен был начать платить за аренду здания. Сумма арендной платы дискутировалась сторонами «клуб «Ретро-Юнион» — Выборгская администрация – предприниматель А.».
По мнению экспертов-строителей, стоимость возведения здания, в которое въехал музей, примерно равна 15 миллионам. Безусловно, владелец здания, вложивший такую сумму в постройку (а господин И уверил, что это были средства предпринимателя) оказывается стороной потерпевшей, так как арендной платы за использование сооружения не получал.
Господин же Свиридов, представляющий интересы клуба «Ретро-Юнион», твердо заявлял, что никаких финансовых обязательств по содержанию помещения и его аренде на себя не брал и никаких документов, свидетельствующих о таких обязательствах, не подписывал.
Подчеркну, речь идет о больших деньгах – отопление и освещение объемного здания площадью в 6.000 квадратных метров выливается в немалую копеечку!
— Так как же строились отношения между сторонами? – задал я вопрос отвечающему за финансы района господину И, и получил ответ:
— Еще до открытия музея сумма аренды, которую должен платить «Ретро-Юнион», обсуждалась. Предложение, с которым выступил владелец здания, показалось клубу чрезмерным, переговоры о размере арендной платы были отложены до января. И с января месяца дискутировались сторонами. Администрация выступала в качестве посредника. Переговоры зашли в тупик, договориться стороны не смогли. Держать на своей территории музей и оплачивать его содержание оказалось обременительным для владельца здания. Клуб отказался платить и покинул помещение.
Руководители же администраций, господа Осипов и Патраев, отказывались от встреч с представителями «Ретро-Юнион» по простой причине – они не участвовали в переговорах и ранее, о перипетиях вокруг музея ничего не знали, и предложить что-либо господину Свиридову не могли, средств на содержание музея в своих бюджетах не имея, поэтому переговоры были поручены мне, так как я следил за этим музейным проектом с самого начала.
Итак, что мы имеем в «сухом остатке»? Клуб, предоставивший свои коллекции к экспонированию в Выборге, заявляет, что ничего платить не собирался и не обещал, владелец здания также, по понятным экономическим причинам, содержать музей не намеревался, в бюджетах города и района средств на музей не предусматривалось… Так кто же и как же планировал весь проект, какими документами, и за кем, закреплялась обязанность содержания амбициозной затеи?
На этот вопрос я получил ответ, особенно поразивший меня тем, что он прозвучал из уст человека, отвечающего за финансы района: «Проект планировал Георгий Александрович Порядин. НИКАКИХ ДОКУМЕНТОВ ОБЯЗЫВАЮЩИХ ЛЮБУЮ ИЗ СТОРОН СОДЕРЖАТЬ МУЗЕЙ НЕ СУЩЕСТВУЕТ! Были некие никем не подписанные проекты документов, свидетельствующих о намерениях сторон, устные договоренности. И больше ничего».
Ну, не знаю, что тут и сказать…
Мне такой подход к развитию города, особенно с учетом конечного результата, кажется более чем сомнительным. Пострадали все – авторы проекта, которые выглядят, прямо скажем, глуповато, владелец помещения, особенно, если он затратил именно свои деньги на постройку, клуб «Ретро-Юнион», втянутый в суетную выборгскую жизнь, в которой некоторые весьма затратные вопросы могут решаться вообще без документов, горожане, потерявшие один из немногих культурных центров, российские и зарубежные туристы, утратившие возможность знакомства с уникальной коллекцией автораритетов.
«Такие дела…» — писал в подобных печальных случаях замечательный американский писатель Курт Воннегут.
С сохранением стилистики и пунктуации автора.