Кто защитит станцию юннатов и уникальный уголок природы?
Выборгская юннатская станция, расположенная на полуострове Мюллюсаари, известна многим. На базе учреждения занимается более тысячи детей, десятки из которых всерьёз увлечены экологией, зоологией, орнитологией и агробиологией и впоследствии планируют сделать увлечение своей профессией. По итогам года Выборгская станция юннатов названа лучшей в стране на Всероссийском конкурсе учебно-опытных участков, а её школьное лесничество признано лучшим в Ленинградской области.
Социальные партнёры учреждения, которое поддерживает областной Центр «Ладога» — Ленинградский зоопарк, Ботанический институт имени Комарова, Лесотехническая академия имени Кирова и Федеральный эколого-биологический центр, на конкурсы в который юннаты ездят 1-2 раза в год и если не побеждают, то непременно становятся финалистами. Одарённые ребята, занявшие призовые места во всероссийских конкурсах, получают возможность побывать в лагере «Орлёнок» — в прошлом году таких мальчишек и девчонок было 10, в этом, несмотря на начало года, в списке уже шестеро юных выборжан, которые бесплатно отдохнут на Черноморском побережье России. Несмотря на все достижения выборгских юннатов, о которых невозможно рассказать в одной статье, учреждению дополнительного образования высшей квалификации в ближайшее время грозит упадок. Станции не только никто не помогает, но и штат специалистов, работающих сегодня за символическую зарплату, планируют значительно сократить.
Знакомьтесь: Мюллюсаари!
Выборгским ребятишкам по-настоящему повезло, поскольку полуостров, на котором расположилась юннатская станция -исторически сложившийся и сохранённый памятник живой природы. В 1837 году на маленьком каменистом острове инспектор железных дорог Густав Юхан Никландер разбил парк широколистных растений, который, по его мнению, в будущем должен был иметь большое значение для города. Выборжанин много путешествовал и из каждой поездки привозил в родной город саженцы кустарников и деревьев, ранее здесь не произраставших. В результате на полуострове сформировался уникальный дендропарк из 70 видов лиственных деревьев, за развитием которых вначале пристально наблюдали воспитанники финской садоводческой школы, а начиная с 1958 года — времени появления юннатской станции — российские специалисты, которые продолжили дело Никландера, а также организовали на Мюллюсаари экологическую тропу и водят по ней экскурсии для школьников и по сей день.
Благодаря удивительному парку растений-интрадуцентов, сохранённых на полуострове, каждую весну здесь гнездится более 45 видов птиц, из которых порядка 20 пар — соловьи Чтобы не разрушать уникальный соловьиный биотоп с кустарниками, специалисты бережно оберегают территорию, обводя путешествующих по экологической тропе ребят и взрослых стороной. Ежегодно с мая по июнь орнитологи вместе с ребятами проводят мониторинг птиц, делая подсчёт по голосам. Со своими орнитологическими исследованиями школьница Елена Чеботарь (сейчас она одиннадцатиклассница) вот уже 6 лет становится победительницей различных конкурсов.
Кроме удивительного дендропарка и редкостной орнитологической территории в распоряжении у выборгских юннатов — оранжерея, учебно-опытный участок, живой уголок и самая настоящая кроликоферма! Благодаря исследовательской деятельности специалиста станции Светланы Осипцовой по скрещиванию и выведению новых пород, работы выборгских юннатов по кролиководству регулярно занимают призовые места на всероссийских конкурсах.
— Кроликоферма — ещё один наш конёк, — рассказывает заведующая экологическис отделом Надежда Рассахатская. — Благодаря наличию фермы, все наши дети занимаются проектно-исследовательской деятельностью, которую теперь относят к новым педагогическим технологиеям. Для нас же это не ново: мы занимаемся этим постоянно в течение многих лет. Все наши работы курирует Ленинградский зоопарк. Буквально завтра мы с детьми едем в зоопарк на экологическую конференцию, где ребята представят свои работы по кроликам, песчанкам и другим обитателям живого уголка, — продолжает Надежда Александровна. — Навыки исследовательской работы дают любому ребёнку огромный потенциал для саморазвития. Школьник выбирает интересующую тему, вникает в предмет, изучает имеющиеся исследования, анализирует, готовит свою работу, проводит ее презентацию и — получает заслуженную награду. И даже не награды главное — сами исследования!
Неудивительно, что среди бывших юннатов есть настоящие звёзды, и все они с благодарностью вспоминают годы, проведённые на острове. Так, Анна Соколовская, которая занимается кроликами с 5 класса, сегодня успешно учится в Тимирязевской академии. А ученик Надежды Рассахатской Сева Рудаков, который сейчас учится на 5 курсе факультета географии и геоэкологии СПБГУ, в прошлом году работал волонтёром на программе «Амурский тигр», и все видели его по телевизору в обнимку с президентом Путиным, ежегодно 1 сентября приходит к своей любимой учительнице сказать «Спасибо!».
Обратная сторона медали
Несмотря на все заслуги специалистов и воспитанников, учреждению дополнительного образования вот уже много лет практически никто не оказывает никакой помощи. Попадая в помещение станции, ужасаешься: ни воды, ни ремонта, ни тепла. Барак, да и только! И не удивительно: ведь за 55 лет существования станции для её благоустройства сделано немногое: печное отопление в деревянном домике заменили на кочегарку, а в прошлом году на деньги комитета образования в оранжерее отремонтировали крышу. А туалет как был на улице — так и остался. Воду как возили из родника — так и возят. Дорога, ведущая на полуостров, как была разбита, такой и остаётся. Освещения на улице Путейской и на острове как не было — так и нет!
— Большинство наших сотрудников — женщины. Все мы, и наши дети, ходим в туалет на улицу и зимой, и летом. В наших кружках более тысячи ребят, но за десять лет, что я здесь работаю, ни один человек из муниципальной власти не был на острове и не поинтересовался, чем нам помочь. Хотя в письмах мы писали им и про дорогу, и про бытовые условия, просили сделать нам скважину, чтобы вода была и можно было сделать водопровод. Кроме того, остров — проектируемый памятник природы, документы мы подавали давно, однако в списке памятников его до сих пор почему-то нет. Администрация нас не поддерживает, поэтому, что душой кривить, мы опасаемся рейдерского захвата. Ведь город у нас маленький, слухи ходят давно, — говорит Надежда Рассахатская. — Полуостров — лакомое место в черте города. Справа от нас бухта Радуги — вся застроена, с другой стороны — береговая линия в Выборгском посёлке застроена уже в три ряда. А тут ещё новая реформа, благодаря которой мы можем потерять всё, что наработано таким трудом.
Реформировать = разрушить?
С этого учебного года многие образовательные учреждения перешли в муниципальное ведение. В связи с чем начались значительные сокращения сотрудников. Коснулось это и специалистов станции юннатов, в обязанности которых, кроме занятий с детьми, входит уход за территорией площадью 5 гектаров, обслуживание оранжереи, тепличного хозяйства, кроликофермы и живого уголка, а также ветхого здания и учебно-опытного участка. Согласно новым правилам, образовательные учреждения не должны иметь вспомогательного состава: только педагоги, завуч и директор должны осуществлять образовательный процесс. Однако все свои исследования и награды юннатская станция получила благодаря наличию уникальной инфраструктуры, содержать которую без специалистов и помощников просто невозможно!
— С сентября у нас сокращена ставка завуча, из-за чего в этом году не состоялось ни одного педсовета. Собираются сократить ставки агробиолога, и непонятно, кто тогда будет заниматься летней практикой и учебно-опытным участком. А также убрать ещё три «непрофильных» ставки — зоолога и рабочих. Хочу подчеркнуть, что ставки эти — минимальные. Однако нам говорят: «Вы — образовательное учреждение и не можете иметь подсобных рабочих». Нам внушают: «Вы не имеете право выращивать рассаду и её продавать». Кто же даст нам деньги на то, чтобы возить детей на бесплатные экскурсии на автобусе, а за прошлый год их было более 200? За чей счет кормить животных, а если не будет зоолога, кто будет о них заботиться? Неужели всё, что с таким трудом создавалось, следует разрушить? Неужели уникальный уголок природы не нужен нашим с вами детям? — сетуют специалисты станции.
— Комитет образования ставит нам в пример Владимирскую станцию юных натуралистов, которая расположена у Золотых ворот, в историческом месте в центре города. Мы открыли их сайт и поразились, что помимо директора у них в штате заместитель по маркетингу, замы по научно-методической, по учебно-воспитательной и административно-хозяйственной работе. Всё, начиная от посещения — до фотосъёмки и прогулок мам с колясками, стоит денег. В оранжереях у них — агрономы и садовники, в зверинце — зоотехники. Нам же преподнесли, что всю работу осуществляют педагоги со своими детьми, — говорит Надежда Рассахатская. — Мы не понимаем, почему не подойти к вопросу по-человечески: с душой. Однако такого желания у чиновников мы не видим. Мы знаем, что раньше сотрудники финской садоводческой станции выращивали цветочную рассаду для всего города. Теперь, с новой крышей в оранжерее, мы могли бы вырастить рассаду бархатцев и других цветов для Выборга. На эти деньги мы могли бы что-то отремонтировать, кому-то заплатить, накормить животных и целый год возить детей. Однако об этом даже речи не идёт? Почему?
Выборжане, поддержите юннатов!
Все, что остается сегодня коллективу юннатской станции — ударить во все колокола и обратиться за поддержкой к депутатам, общественности Выборга, рядовым горожанам, многие из которых в свое время прошли школу Мюллюсаари. Может быть, пора начинать собирать деньги и подписи в защиту и поддержку станции юннатов?!
— В апреле мы хотим открыть свой музей, показать нашу историю и достижения. Наши специалисты в течение многих лет собирают материал об острове Мюллюсаари и в прошлом году при помощи сотрудников Выборгского замка и библиотеки Алвара Аалто нашли уникальную фотографию финской усадьбы 19 века, разрушенной во время войны. Она также будет на выставке. Приходите! — приглашает Надежда Александровна.