Как рассказала «ВВ» кандидат культурологи Наталия Николаева, в рамках программы сохранения объектов культурного наследия Выборга компания-стивидор Выборгского морского порта – ООО «Порт Логистик» — приступило к подготовительному этапу работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Морской вокзал», расположенного по адресу город Выборг, улица Южный Вал, дом 1, в районе современного Выборгского морского порта.
Предыстория
Сравнивая соотношение воды и суши на плане старого Выборга с очертаниями побережья, в том числе и в районе порта, можно увидеть, что они далеки от современных. Многократные подсыпки грунта значительно расширили площадь полуострова, а, соответственно, исторической части города. Бастион Панцерлакс был расположен у береговой линии, а южный порт — на насыпном грунте от мелькомбината до Крепостного моста.
Порт, в современном его понимании, начал расширяться в 1857 году, и самой трудоемкой работой была разборка бастионов и куртин Рогатой крепости и Каменного города. «Всеподданейший отчет» о состоянии Выборгской губернии за 1854 год содержал следующие сведения: «В Выборге продолжались работы по устройству новой, довольно обширной набережной из тесанного гранита по юго-восточному берегу Выборгской гавани. Работы эти выполняются средствами города без пособия от правительства».
Учитывая транзитную торговлю, Выборгский порт занимал первое место в Финляндии. Основными предметами вывоза оставались лес и изделия из древесины. Вторая половина XIX — начало XX века отмечены в истории Выборга как время динамичного экономического развития. В 1856 году открылся Сайменский канал, а в 1870 — железная дорога Санкт-Петербург — Гельсингфорс. В 1860 году начинается газификация в городе. Новый план города инженера Берндта Отто Нюмалма (Berndt Otto Nymalm) был принят в 1861 году.
Вскоре начался снос стен. Территория для застроек увеличилась в шесть раз. В 1873 году в Выборге открылся первый в Финляндии яхт-клуб «Выборгское парусное общество». В 1882 году в городе началась электрификация и телефонизация, в 1893 году провели водопровод. В начале XX века количество торговых судов, посещающих порт, стремительно выросло.
В 1918-1939 годах, когда Выборгская губерния в составе Великого княжества Финляндского отделилась от России, изменилось название города, город официально стал называться Виипури. В 1920-х — 1930-х годах велось строительство причальных линий Южного порта, прокладывается новая железная дорога, так как старая не отвечала потребностям порта.
В настоящее время причалы Выборгского морского порта расположились вдоль береговой линии Выборгского залива и идут с севера на юго-восток вдоль улиц Южный вал, Морская набережная, Данилова, Фабричная. Улица Южный Вал (в период с 1918 по 1939 носила название Etelävalli) проходит по южной стене старой Рогатой крепости, от Крепостного моста до Выборгской улицы. Далее она переходит в улицу Ладанова.
Архитектор, любивший неоренессанс
Здание, находящееся по адресу улица Южный вал, д. 1, построено в 1898 году по проекту архитектора Johan Brynolf Blomkvist. Юхан Брюнольф Блумквист (в русской литературе также Йохан Бломквист) — финский архитектор шведского происхождения, родился в 1855 году в Свеаборге, Великое княжество Финляндское. В 1878 году окончил архитектурное отделение Политехнического училища в Гельсингфорсе. В студенческие годы подрабатывал учителем пения, сам пел в театре.
По окончании института работал в архитектурном бюро Франса Шёстрёма и Теодора Хойера, проектировал дома в Гельсингфорсе. Совершенствовал архитектурное мастерство в качестве стипендиата бюро в поездках по Италии, Швейцарии, Франции, Германии, Скандинавии. С 1887 по 1912 год, занимая должность Выборгского городского архитектора, выполнил около ста проектов: зданий общественного назначения, а также доходных домов и предприятий. Важное значение имела перестройка здания городской ратуши с целью приспособления под музей.
Благодаря деятельности Блумквиста, в стилистическом отношении предпочитавшего неоренессанс, облик Старого города на рубеже XIX — XX веков полностью преобразился. К сожалению, многие из его зданий и сооружений впоследствии по причине войн были утрачены или перестроены. Блумквист — один из основателей Выборгской школы искусств, в которой работал преподавателем.
Основные архитектурные работы: ресторан «Для трезвенников» (1890), капелла Кяппяря (Пори, 1892), Выборгская ратуша (1898), доходный дом купца Буттенгоффа (1898), управление Выборгского порта (бывшее здание таможни, 1898), пожарное депо (1906). Скончался Юхан Брюнольф Блумквист в 1921 году, был похоронен на немецко-шведском кладбище Выборга.
Из столярки – в «АртГауз»
Здание управления порта во время Великой Отечественной войны пострадало, на крыше были утрачены две башни, украшавшие центральную часть. Двухэтажный фасад здания обращен к Выборгскому заливу, а по улице Южный вал — одноэтажный. В финский период там квартировали подразделения Выборгской таможни, в советское время в помещении долгое время располагался столярный цех порта . Некоторое время назад здание вернулось в собственность порта1.
На данный момент в здании на Южном Валу, д. 1 размещается художественная галерея «АртГауз», таким образом, способствуя последовательному расширению выставочного пространства в городе, столь востребованного внутренним туристом. Недавно там была проведена «гаражная» выставка, на которой можно было увидеть и приобрести старые, винтажные вещи, из предметов одежды, посуды, обихода. В будущем планируются и другие любопытные проекты.
Но так как речь идет об объекте культурного наследия — здание нуждается не только в обновлении внутренних пространств по содержанию, а требует общей серьёзной реконструкции. Сейчас собственник ООО «Порт Логистик» совместно со специалистами ООО «Научно-производственное и проектное объединение «Союзстройреставрация»» готовит необходимую документацию на реставрацию фасада.
Наталия Николаевна также рассказала о перспективах использования здания бывшего комбината хлебопродуктов на Морской набережной, тоже находящемся в собственности ООО «Порт Логистик». Собственником планируется создание многоцелевого центра, включающего в себя разнообразие таких позиций, как: арт-направление, музейное, образовательное, деловое. В здании планируется проведение комплекса работ по
сохранению объекта культурного наследия, учитывая его стилистику, но о сроках пока говорить рано.
Когда школьники учатся с удовольствием
Сохранение объектов культурного наследия крайне важная задача, прежде всего, как передача исторической памяти подрастающему поколению. Ведь школьники активно интересуются историей города, а объекты культурного наследия – это «застывшая история в камне».
Образовательная программа в рамках «Академии Королевской гавани», о которой много писало наше издание, предусматривает знакомство учащихся Выборгской средней школы № 37 с историей города, его культурой и архитектурой.
— Занятия с ребятами заключаются не только в образовательной и просветительской функции, но и в воспитании патриотического отношения к своей малой Родине. Это значит, что нашей целью является формирование уважения к тому месту, где человек родился, живет и останется в будущем. Одной из задач, которую мы себе поставили, это знакомство детей с теми профессиями в городе, которые связаны с туристической отраслью, а это музееведы, историки, искусствоведы, экскурсоводы, археологи, реставраторы.
Также с морским делом, а это специальности, связанные с подводными работами, работами на воде, с экологией, научно-исследовательские инженерные специальности, также наземные портовые специальности. Занятия проходят в стенах музея 37-й школы в факультативном режиме. Иначе говоря, никто не обязывает мальчишек и девчонок посещать занятия, но учащиеся приходят на уроки с большим желанием, — говорит Наталия Анатольевна.
Историческое поселение федерального значения город Выборг — не только город-музей под открытым небом, но и место жизни людей. Поэтому наша задача — сделать их жизнь комфортной, а туристам, прибывающим в наш город, предоставить интересную программу посещения, — говорит Наталия Анатольевна.
О городе-музее под открытым небом мы поразмышляем на страницах нашего издания…