В творческой мастерской будут храниться музейные фонды
Выборгский скульптор Виктор Димов скоро покинет свою мастерскую в Каменном переулке, где он работал с середины 80-х годов прошлого века. За это время «мастерская Димова» стала, пожалуй, одной из неофициальных культурных достопримечательностей города, а многие выборжане на вопросы туристов могли подробно объяснить, как добраться до одноэтажного каменного флигеля возле Батарейной горы.
Последние четыре года Виктор Павлович является своего рода нештатным хранителем мастерской, ведь договор об аренде помещения перестал действовать ещё в 2010 году. В дальнейшем в этом помещении, как рассказала корреспонденту «ВВ» директор историко-культурного центра в Выборге Надежда Забавская, будут храниться фонды Дома-музея Ленина и Приморского краеведческого музея. Первоначально планировали организовать в Каменном переулке выставочный зал, но и денег не нашлось, и помещение в 35 квадратных метров показалось для такого проекта недостаточным.
Теперь во флигеле восстановили отопление, и музейные фонды будут храниться практически в идеальных условиях. А вот скульптор Димов ещё несколько лет назад в холодное время года здесь буквально замерзал, потому что платить за тепло при его пенсионерских доходах было накладно. Городские власти не только отрезали помещение от отопления, но и предъявили скульптору претензии по поводу неважного состояния самого здания, с фасада которого местами падала штукатурка. О том, имеются ли у скульптора финансовые возможности, чтобы отремонтировать домик, чиновники не задумывались.
Почти тридцать лет назад, когда Виктор Димов переехал в Выборг из Фрунзе, отношение к творческим людям в городе было иным. Власти сразу ухватились за возможность задействовать в своих проектах известного мастера. Виктор Павлович работал над реконструкцией мемориального комплекса на въезде в город. Как раз тогда, в 1986 году, скульптор получил от города особнячок в Каменном переулке, служивший коммунальным складом. Хотя «получил» — сильное преувеличение: Димов все эти годы арендовал помещение без всяких скидок на свои профессиональные заслуги.
Мастерская здорово пригодилась, когда в канун празднования 700-летия Выборга Виктор Павлович получил заказ на восстановление памятника основателю города Торгельсу Кнутссону. Скульптор с улыбкой вспоминает, что на гонорар за эту работу смог приобрести холодильник «Харьков». И это ещё неплохо, учитывая тогдашнюю гиперинфляцию. Кстати, несколько лет по приезде в наш город скульптор Димов работал мастером в литейном цехе завода «Электроинструмент». Хотя власти, было, обещали ввести должность главного городского художника, но потом от этой идеи отказались.
На муниципальных заказах Виктор Павлович много не заработал, да они и случались нечасто. Например, за символ Выборга возле вокзала, вызвавший ожесточённую дискуссию среди горожан, Димов получил лишь скромные отчисления за авторский надзор. Выручало имя — скульптора хорошо знали и ценили в России и за её пределами, так что без работы мастер не сидел.
У него было немало интересных идей и проектов, о которых «ВВ» писали. Русалочка возле Замка, «Звёздный шар» — памятный знак погибшим на фронтах Великой Отечественной войны, наконец, флюгер «Ангел трубящий», который так и не вернулся на шпиль башни Ратуши — предложения мастера чиновники встречали благосклонно, но денег на их реализацию так и не нашлось. И это при том, что вознаграждения Димов не требовал, был готов сделать дар городу, ставшему для него любимым.
Сейчас Виктор Павлович готовится освободить мастерскую, пакует вещи, в этом невесёлом деле ему помогают сыновья, которые пошли по стопам отца и так же связали свою жизнь с искусством. Что-то приняли в свои фонды музей «Выборгский замок», библиотека Аалто, детская школа искусств. Некоторые вещи ещё предстоит где-то разместить, например, эпидиаскоп, ранее принадлежавший знаменитому выборгскому краеведу Евгению Кеппу.
— Мне бы пусть небольшое помещение, в половину этого, — мечтает Виктор Димов. — Там можно было бы и экспонаты хранить, и как мастерскую использовать
Неужели председатель Выборгского отделения Союза художников, чьё имя занесено во Всемирный словарь художников (Димов представлен там как мастер из Выборга, что служит городу своеобразной рекламой), не заслужил от властей такой малости?