Поэзия, объединившая два суетных века

Знаменитый русский литератор Евгений Евтушенко посетил Выборг и обещал вернуться

18 июля в 19 часов во Дворце культуры начался творческий вечер выдающегося поэта-шестидесятника Евгения Евтушенко. Почитатели его таланта стали подтягиваться в учреждение культуры задолго до начала встречи: знали, что перед входом в зрительный зал будут продавать новую книгу стихов и прозы Евтушенко «Я пришёл в XXI век». Кроме нового издания стоимостью 700 рублей, популярностью пользовался и полный сборник сочинений поэта, а также другие, не менее ценные, но более ранние книги.

Восьмидесятиоднолетний поэт появился перед зрителями не сразу: первые 15 минут его заменяла видеозапись с рассказом об увлечении Евгения Александровича фотографией. Поэт поведал, с чего началось его увлечение, и показал свои самые, на его взгляд, удачные работы.

Появившийся в зале в светлом пиджаке с тростью, он начал вечер с разговоров о мире.

Что совершенно неудивительно: за четыре дня до приезда в Выборг, в Париже, литератор был удостоен почетной премии ЮНЕСКО. Медаль и диплом Евгению Евтушенко вручили, оценив его многолетнюю деятельность по укреплению международного сотрудничества. Награда присвоена с формулировкой «За выдающийся вклад в развитие культуры, укрепление межкультурного диалога и отношений между народами».

Как рассказал поэт, после вручения ему медали там же, в Париже, состоялась премьера спектакля «Нет лет», которого пока не видели в России, и в основу которого положены поэтические произведения Евтушенко. Евгений Александрович с похвалой отозвался о постановке, реализованной Вениамином Смеховым в Московском театре на Таганке.

Слово за слово — и общение с поэтом проливало свет на его произведения. Евтушенко с болью вспомнил о самоубийстве двух четырнадцатилетних девочек, шагнувших в никуда с высоты типовой 14-этажки подмосковной Лобни, и прочёл стихотворение из сборника 2011 года «Две девочки стоят у края крыши». Последняя строфа стиха наполнена скорбью и размышлениями о глубокой связи прошлого, настоящего и будущего, а также личного и общественного.

«Самоубийства не однопричинны.

За ними скрыты лица и личины,

толкая с крыши в лестничный пролет.

Не будет никогда в России счастья

для вас, другие Лиза или Настя,

пока она вас к сердцу не прижмет»

Начав публиковаться с 1949 года, Евтушенко никогда не оставался в стороне от общественно-политической жизни страны. Да и всего мира. Рассказывая о главных вехах своей жизни, поэт с воодушевлением читал мастерски сложенные стихи.

Вдоволь поразмышляв о политике и обществе, перешёл к любовной лирике: прочёл выборгской публике поэму-доисповедь «Дора Франко», за которую литератор снискал уже не одну премию.

— Любовная приключенческая поэма моей юности написана с позволения ее героини, с которой меня свела судьба во время моего полугодового путешествия по Латинской Америке — моей большой любви Доры. И моей жены Маши. К счастью, Маша, с которой у нас двое взрослых сыновей, проявила мудрость — не стала ревновать к прошлому и позволила мне съездить встретиться с Дорой. За 40 лет, что мы не виделись, моя любимая совсем не изменилась, разве что чуть-чуть. … Не скрою, что я любил и продолжаю любить всех своих женщин. Я не умею разлюблять…

Читая поэму, Евгений Александрович словно помолодел. Устроившись за столом перед микрофоном, поэт то декламировал, то вставлял живописные комментарии, которые, впрочем, не могли сравниться с самими стихами.

Через два часа 20 минут автор объявил 15-минутный перерыв, затем продолжил вечер с очередной видео-картинки. На этот раз Евгений Александрович знакомил выборжан со своим собранием картин. И с живописцами, которых открыл в последние годы. Сокрушаясь об отсутствии поддержки талантов из российской глубинки, творящих в нищете, Евтушенко рассказывал, как старается им помочь, зачастую встречая полное равнодушие чиновников. Надо сказать, что вторая часть вечера была как второе дыхание.

Людей интересовало, верит ли Евтушенко в Бога. Литератор, не умеющий отвечать односложно, ударился в рассуждения о том, что не приемлет подмены веры и исполнения заповедей — ритуалами и выставлением набожности напоказ. На вопрос о сотворении мира, Евгений Александрович разумно отказался отвечать, заметив, что «особой разницы ведь нет, главное сегодня — сохранить то, что есть». Записка со словами: «Каким образом Вы попали в Выборг, ведь раньше не приезжали?» вызвала небольшое недоумение поэта, выдавшего аргументированный ответ: «Не приглашали — не приезжал». Во время, когда литератор зачитывал вопрос, кто-то из зала добавил: «Вы ведь — величина, а мы — глубинка», что поэт тоже не пропустил мимо ушей, заявив, что из русских поэтов он больше всех посещает российскую глубинку.

Наконец, вернувшись к творчеству и во второй раз за вечер вспомнив о футбольном матче «Россия-Южная Корея», проходившем накануне, Евтушенко прочёл зрителю стихотворение, на его взгляд, самое лучшее и определившее его судьбу как поэта.

Произведение «Матч СССР — ФРГ 1955 год. Репортаж из прошлого века» было опубликовано в газете «Советский спорт» 65 лет назад. Кстати, в первые дни июня Евтушенко побывал в редакции, где сделал прогноз, который в отношении Александра Кержакова, забившего гол в первом матче нашей команды, подтвердился. Талантливое стихотворение вызвало бурю эмоций. Слова автора о наивысшем положении мира, дружбы и сотрудничества над войной, политикой и обидами — возымели действие: многие в зале прослезились.

«Вернитесь в тот матч и увидите там.

Кончаются войны не жестом Фемиды,

а только когда, забывая обиды,

войну убивают в себе инвалиды,

войною разрезанные пополам».

Завершился вечер музыкально-поэтическим номером «Баллада о пятом битле». Автор не без гордости поведал о том, что однажды с удивлением прочёл интервью Пола Маккартни о том, что все годы активных гастролей ливерпульской четвёрки с ними путешествовал сборник стихов Евтушенко. Поэт прочёл своё весёлое произведение, предложив зрителям запевать: «we all live in the yellow submarine». Получилось весело!

Евгений Александрович запомнился мне человеком, торопящимся отдать свои любовь, мудрость, миропонимание, творчество, наконец. 18 июля классику советской литературы, поэту, гражданину, в планах которого ещё снять фильм по одному из своих стихотворений, исполняется 82 года. Кстати, когда-то Савва Кулиш приглашал Евтушенко в жюри выборгского кинофестиваля «Окно в Европу». Так что ещё не поздно пригласить его снова: ведь в Выборг поэт во всеуслышание обещал вернуться. Если позовём.

Оцените статью
Выборгские ведомости
Добавить комментарий

  1. наталья
    Кумир юности…

    Ты спрашивала шепотом:
    "А что потом?
    А что потом?"
    Постель была расстелена,
    и ты была растеряна…
    Но вот идешь по городу,
    несешь красиво голову,
    надменность рыжей челочки,
    и каблучки-иголочки.
    В твоих глазах —
    насмешливость,
    и в них приказ —
    не смешивать
    тебя с той самой,
    бывшею,
    любимой
    и любившею.
    Но это —
    дело зряшное.
    Ты для меня —
    вчерашняя,
    с беспомощно забывшейся
    той челочкою сбившейся.
    И как себя поставишь ты,
    и как считать заставишь ты,
    что там другая женщина
    со мной лежала шепчуще
    и спрашивала шепотом:
    "А что потом?
    А что потом?"( Евтушенко, если что…)

    Ответить