Погорельца обещают убрать из бухты до марта 2018 года.
Герои этой публикации – 79-летний выборжанин Виктор Иванов и 60-летний теплоход «Короленко». Виктор Николаевич волею судьбы сыграл свою роль в «жизни» плавучей гостиницы ещё во времена, когда она был теплоходом.
Напомню: знаменитый выборгский плавучий отель, пришвартованный у гостиницы «Дружба», много лет украшал «фасад» Большого Ковша, «достраивая» силуэт в морском стиле. Однако хорошие времена прошли: владельцы отеля менялись один за другим, горе — предприниматели перестали платить за канализацию и спускали нечистоты в залив. А после пожара, случившегося этим летом в День ВМФ – в ночь на 31 июля, «Короленко» существенно нагадил в акваторию, выпустив из прохудившихся трюмов солярку, которая расползлась по поверхности воды вплоть до Выборгского замка.
В то время как администрация искала последнего владельца, топливо из него продолжало вытекать. Наконец, корабль переполнился водой и «уселся» на дно…
К кинофестивалю «Окно в Европу», чтобы не пугать киношную элиту, выборгские власти предприняли исчерпывающие меры: просто обмотали погорельца ярко-синей сеткой.
Однако две недели назад, на предпоследней сессии совета депутатов, глава администрации Выборгского района Геннадий Орлов сообщил приятную новость: «Теплоход «Короленко уберут из акватории Большого Ковша в течение недели, во всяком случае, его надводную часть. Подводную часть корабля пятому владельцу, который купил отель за тысячу рублей, предписано извлечь из акватории до марта 2018 года» (не до 18-го ли, случайно, чтобы не мешал всенародному волеизъявлению?)
Извлечь надводную часть не так сложно, а вот подводную, не повредив при этом набережную, будет нелегко, учитывая, что подрядчик планирует для осуществления подъема судна загнать на набережную 400-тонный кран. Думаете, выдержит?
Виктор Николаевич Иванов, о котором мы упоминали выше, с понятным интересом следит за судьбой останков бывшего теплохода, и вот почему…
Перегон пяти немецких трёхпалубников
Этим летом Виктор Иванов с болью в сердце пережил пожар на кораблике, в судьбе которого ему, 20-летнему курсанту Горьковского речного училища имени Кулибина, довелось участвовать.
«Короленко» вместе с ещё четырьмя трёхпалубными дизельными электроходами был построен в 1957 году в гэдээровском Ростоке. А уже в 1958-м Виктора Иванова вместе с ещё несколькими курсантами привлекли в состав перегонной команды ВОРП (Волжского речного пароходства) – принимать корабли у немцев в Калининграде.
— Я по профессии механик и мы как мотористы перегоняли эти суда. В Советском союзе таких не строили. Для своего времени они были суперсовременными, — рассказывает Виктор Николаевич. — Гребные винты приводились в движение электродвигателями, а дизели вращали генераторы. Несмотря на то, что скорость у них была небольшая – примерно 25 км/час (на реках скорость определяется не в милях), они были очень маневренные, — продолжает Виктор Иванов. — Внутри стояли и паровые котлы. А в трубе был установлен утиль-котёл, через который проходили отработанные газы, нагревавшие воду. Все по-немецки рационально!
Пять теплоходов, которые перегоняли курсанты, были грузо-пассажирскими. На каждом из трёхэтажных корабликов было более 100 кают. Трюмы уже после иногда использовали для перевозки новобранцев до места службы – держали парней в заточении, чтобы не разбегались. Поскольку к лету 1958 года Волго-Балт ещё не был достроен, курсантам пришлось вести теплоходы по старой Мариинской системе, которую строил ещё Пётр Первый. И они столкнулись с непредвиденными трудностями.
— Старые шлюзы мало чем напоминают современные — с «навороченными» стенками, да статуями наверху. Мы увидели просто глубокую земляную траншею, из которой торчали сваи, заполняемую водой, практически вровень с землей. Собственно, по этой поверхности и шли суда, которые своими винтами захватывали воду, – и кораблик, словно по горбушке, перекатывался в следующий рукав… Впечатляюще! — припоминает Виктор Иванович. — Таким образом мы пропутешествовали до Череповца, где на Шексне, на «золотом» мосту, встали. Здесь на кораблях приходилось демонтировать верхнюю надстройку, поэтому и назывался он золотым – дорого обходилась людям проводка судов под ним! Мы не были исключением. Демонтаж, а затем монтаж надстройки занял почти месяц.
Теперь вы понимаете, почему это интересно сегодня? Владельцы плавучего «Короленко» долго не выводили загрязняющий акваторию теплоход из Большого Ковша ещё и потому, что не пройти ему было ни под одним из мостов: ведь железнодорожный, через который его заводили в Выборг, после постройки дороги для «Аллегро» перестал быть разводным.
Но кто же будет думать об удобствах маневрирования и проводки судов в акватории, если на кону стоят интересы такой могущественной империи, как РЖД!
А 20-летние курсанты справились с проводкой пяти кораблей за один месяц.
В середине лета 1959 года закончивший училище курсант приехал в Выборг к родителям. И вдруг – звонок: ребята, которые учились ниже курсом, пришли в Выборг с Волги на «Короленко», уже по Волго-Балту.
— В то время за границу не выпускали, а путешествовать люди хотели. Речные путешествия типа Москва-Астрахань были очень популярны. После этого случая я несколько лет не слышал о «Короленко». Но вот как-то корабль пришёл к нам туристическим рейсом из Санкт-Петербурга. Рейс был единственный, после него теплоход долго у нас не появлялся. Вероятно, с Волжского пароходства его приписали к Северо-Западному речному, и он долго еще ходил на Ладогу, Валаам и по Беломорским туристическим маршрутам.
И вот примерно через 20 лет мой старый знакомец снова появляется в Выборге, но уже не как действующее судно, а как плавучая гостиница! Сначала пригнали железобетонный речной дебаркадер, на котором был ресторан, а после привели в Большой Ковш и «Короленко». Провели его под разводным тогда еще железнодорожным мостом, рядом с которым он и закончил свои дни…
Как вытаскивать 60-летнего погорельца?
По словам Виктора Иванова, у кораблей типа «река-море» есть водонепроницаемые перегородки. Конкретно у «Короленко» их три: одна перегородка находится посередине и две – в корме и в носу – там, где форпик и ахтерпик.
— Кстати, у «Титаника» перегородок было семь, но они были высотой не до верхней палубы, поэтому «перетекли». А на «Короленко» перегородки «правильные» — до верхней палубы, — говорит мой собеседник. – Чтобы поднять судно с тремя перегородками, нужно учитывать, что вход в него находился посередине. Если добраться до большого люка, где находятся трапы, ведущие вниз, то проходы справа и слева нужно просто заварить металлическими листами, герметизировав таким образом верхнюю палубу. Потом откачать воду и закачать туда воздух. И смотреть, где «стравливает». Когда через отверстия выдавится вся вода, которой «нахлебался» теплоход, «Короленко» всплывёт. Осадка у него небольшая – всего-то три метра сорок сантиметров при полной загрузке, — говорит Виктор Иванович. — После нужно срезать всю надстройку и выводить судно из акватории. Затащить на какую-то мель и там разбирать. Процесс это долгий и мучительный, учитывая, что мы потратили месяц только на разбор верхней палубы и сборку обратно, — обращает внимание Виктор Николаевич. — Но есть и другие способы – более дорогостоящие. Например, завести под него понтоны с тросами, накачивать понтоны воздухом и поднимать. Это классический способ. В этом случае корму можно будет поднять, а вот носовую часть, скорее всего, поднять будет невозможно – она не всплывёт. Придётся резать её на месте.
Для чего мы разыскали старого механика? Уверена, что читателям будет интересно узнать об истории одной из бывших выборгских достопримечательностей и человеке, связанном с ней своей судьбой. Возможно, и администрация прислушается к советом бывалого механика, некогда уже проводившего теплоход под «маломерным» мостом и по недостроенным еще шлюзам. Несмотря на свой возраст, Виктор Иванов, в своё время принимавший корабли на Выборгском судостроительном заводе, позже поработал и на стройке, а ещё 25 лет в «Водоканале», где прошёл путь от главного инженера до директора. В последние 10 лет он является начальником лаборатории по испытанию бетонных изделий в компании «Промбетон».