Шнуров и Хаапасало — в фильме о Зимней войне

В последних числах марта позвонила продюсер ТРК «Петербург – Пятый канал» Екатерина Бердникова: «2 апреля в Выборге начинаются съемки новой ленты Арво Туоминена. Он предлагает встретиться и поговорить о фильме. Хочешь?»

Конечно, хочу! Туоминен известен финским и российским телезрителям как автор длинного ряда публицистических фильмов об истории наших стран. «Маннергейм и Петербург», вышедший в 2003 году, нарисовал совсем не привычный портрет российского офицера и финского маршала. Картина 2004 года «Фрейлина императрицы» (об Анне Вырубовой, фрейлине, бежавшей от большевиков в 1921 году в Финляндию) вызвала большой зрительский интерес.

Затем был «Дом на берегу Мойки». А уж особенно популярный и веселый «Водочный туризм» привлек симпатии по обе стороны границы. Совсем недавно вышел на экраны «Русский Выборг», который наша газета анонсировала.

Новая работа Арво Туоминена называется «Talvisota» («Зимняя война»). Картина выйдет к концу года, а точнее — к 70-летию со дня начала войны.

Это совместный проект Дирекции документального вещания ТРК «Петербург – Пятый канал» и финского YLE 1.

Наши страны представляют в этой, заявленной как глубоко гуманистическая, работе популярные люди – Сергей Шнуров и Вилле Хаапасало.

И этот выбор не случаен – Сергей, сумевший донести до своих слушателей созвучные им, простые и ясно высказанные взгляды на широкий спектр типично российских тем – от отношения к труду на даче, до качества кандидатов на выборах, оказался, на мой взгляд, прекрасным выразителем русского национального взгляда на мир.

Что касается Вилле, то недаром Александр Рогожкин выбрал его на роль типичного финна, сотрудничая с ним в «Национальных особенностях» и уж, конечно, в «Кукушке». В последние годы Вилле большую часть времени проводит в Москве, став довольно «русским» финном, в смысле хорошего понимания российских реалий.

«Talvisota», прежде всего, первая осмысленная попытка двух государств по-новому увидеть и понять кровопролитную часть истории наших государств, опираясь не на политические оценки, а на то, что чувствовали попавшие в кровавую мясорубку и старавшиеся честно выполнить свой долг граждане наших стран.

В пространном разговоре, который язык не поворачивается назвать «интервью», я пробовал понять, с каких позиций взглянут на Зимнюю войну и ее последствия авторы фильма.

Как сказал Сергей, этот фильм будет не о трактовках истории — он расскажет о человеке на этой войне.

Арво Туоминен тоже обозначил цель авторов достаточно ясно:

— Главная идея фильма создать совместную историю наших стран. До сегодняшнего дня это были две разных истории, в той или иной степени опирающиеся на идеологию.

— То есть это будет не мифологема, а документальное изложение реальных историй реальных людей?

— Да, — подтвердил Сергей, — реальные истории, но без имен. Мы будем показывать места событий и рассказывать о том, что происходило там с обычными людьми, вовлеченными в эту войну.

Арво уточнил:

— У нас, например, есть много воспоминаний советских ветеранов.

Война, — продолжил Вилле, — сегодня превратилась в миф.

Воевали два моих деда, один вернулся домой, другой – нет. А сегодняшняя ситуация такова, что мой дед все знал о Зимней войне, читал о ней все, что можно было найти. Мой отец тоже знал, но меньше. Что-то знаю я, от отца и деда, в том числе. А дети моих ровесников не знают почти ничего! Время прошло – теперь они знают о Югославии, Берлинской стене. Появились другие актуальные исторические опорные точки. Но историю знать нужно, Арво подтвердит — опрос финских школьников выпускных классов показал, что самым популярным ответом на вопрос: «В каком году Финляндия обрела независимость?», был: «В 1944!». Они не помнят, в России, думаю, тоже не очень много знают о своей истории, особенно в неидеологизированном виде. Безумно жаль людей, воевавших с обеих сторон. И для меня очень важно, что это совместная работа.

— Уверен, что в Финляндии, как и в России, есть несколько диаметрально-противоположных точек зрения на Зимнюю войну и ее итоги, отторгнувшие в результате сговора сталинского СССР с гитлеровской Германией 11 % финской территории. Выборг, в том числе. Что не может не вызвать пристального интереса к ленте в нашем городе, где до сих пор власти раз в год поздравляют жителей фразой, в которой нет ни одного слова правды: «С днем освобождения Выборга от фашистских захватчиков!». Но есть и противоположная точка зрения: некоторые, в том числе и в России, видят в утрате Финляндией Выборга то же, что и в захвате Тибета коммунистическим Китаем – разрушение многовековой культуры, присущей именно этому месту.

Первым ответил Сергей:

— Так бывает почти всегда – захваченную культуру не жалеют – сеют свои семечки, а уж что из них вырастает… По Выборгу это заметно, но и в Петербурге что творится? А вроде ничего не захватывали, своя, вроде, культура.

А Вилле высказался более развернуто:

— Выборг, конечно, Финляндии не вернуть. И, честно говоря, в Финляндии к этому не очень стремятся. Но, с другой стороны, тоска по тому, чем мог бы быть этот город, существует. Мне безумно жалко этот город. Я с удовольствием приезжаю сюда, смотрю и слушаю – «здесь жил такой-то, здесь было то-то», но это история, а пора подумать и о сегодняшнем дне.

Поэтому сверхзадачей нашей работы я считаю повышение внимания к Выборгу и совместные усилия наших стран на развитие таких территорий. Ведь я хорошо знаю Выборг и очень его люблю!

Старую культуру города не вернуть, но можно создать новую, здоровую, опираясь на то, что в городе есть – природу, архитектуру, историю, близость к границе. Но что Выборг может предложить финнам? Дешевую водку и бензин?

Я знаю многих молодых финнов, которые ездят в питерские клубы – «зажигать»! А в Выборге, потенциал которого так высок, запрещают международные культурные проекты, фестивали. Это дикость, создается такое впечатление, что кто-то заинтересован в том, чтобы Выборг всегда был в жопе! Даже пляжа приличного нет. Надо помогать тем, кто пытается такую новую культуру создавать. Это гениальная возможность, которую заметно упускают!

С этой точкой зрения согласился и Сергей и, ответив на последние вопросы, умчался в Питер. А последними вопросами к нему были:

— Легко вам с Вилле работать вместе?

— К сожалению, да! «К сожалению» — потому что спиться можно.

— Выпиваешь?

— Уже три дня, как – нет. Об этом можно написать – моей репутации уже ничего не повредит. А, говоря серьезно, наши с Вилле взгляды на эту войну не абсолютно симметричны, но способ понять эту войну, и не только в формате фильма, близок обоим.

— Вилле, отношения между людьми в наших странах, во многом за счет так называемой «народной» дипломатии, становятся все лучше и ясней. Былые распри уходят в прошлое, делить нечего, граждане России начинают помаленьку понимать европейскую жизнь, европейцы чаще видят россиян. Что может угрожать этому взаимопониманию?

— Мой дед, прошедший Зимнюю войну, только через 50 лет понял, что русские не черти, а такие же люди как финны. Живут тем же, так же. Он, как и многие, это понял… А то, чего я больше всего боюсь в России, что может разрушить любые отношения между людьми — это национализм! И мне кажется, что в России он поддерживается государством. Я даже писал по этому поводу открытое письмо Путину в “Helsingin Sanomat”, когда он был еще президентом.

Иногда реальный нацизм проявляется даже в российском футболе и вокруг него. И это по-настоящему страшно. Наш фильм будет работать на другие идеи.

По словам Туоминена, премьера «Talvisota», состоится в ноябре-декабре, к 70-летию начала Зимней войны, в обеих странах. Уверен, фильм обречен на успех. Залогом тому – открытый, добрый и непредвзятый взгляд на жизнь, как таковую, который свойственен этому режиссеру, талантливая операторская работа Игоря Юрьева, специально отмеченная зрителями «Русского Выборга», участие знаковых фигур современной культуры наших стран – Сергея Шнурова и Вилле Хаапасало.

Ждем премьеры!

Беседовал Андрей Коломойский, «ВВ»

Оцените статью
Выборгские ведомости
Добавить комментарий