К тому, что в Вещево часто приезжают киношники снимать руины, так сказать, в натуре, жители поселка уже привыкли.
Лучшую натуру, по их мнению, и придумать трудно: разбитые дороги, брошенные или недостроенные дома, расколоченные фонари, разграбленный и разрушенный аэродром, запах канализации, в том числе и от питьевой воды. Но когда месяц назад «до особого распоряжения» было отменено движение дизель-поезда до Выборга, а в середине сентября комиссией был составлен акт о невозможности эксплуатации автобусного маршрута №145, городок запаниковал.
«Нас здесь три тысячи человек, и мы — живые люди, — пишут жители председателю правительства РФ Михаилу Фрадкову. — Мы работаем, воспитываем детей и заботимся о наших стариках. Наша жизнь была бы полноценной в социальном смысле, если бы районные власти так явно не подчеркивали свое отношение к поселку Вещево, как к умирающему, бесперспективному и не делали вид, что нас не существует. Поселок является бывшим авиационным городком, когда-то являвшимся поистине райским местом для военнослужащих полка, переведенного из Детского Села; средний возраст военнослужащих составлял 27 лет. С 1978 года в городке началось большое строительство: магазин, пятиэтажные благоустроенные дома, средняя школа, железнодорожный вокзал. В начале 80-х реставрировали братскую могилу №50, тогда же построили дорогу, соединившую городок с трассой «Скандинавия». Это была радость — раньше нам приходилось ходить до трассы 10 км пешком, чтобы уехать в Выборг. Несколько раз в сутки ходил дизель по маршруту Выборг-Житково. Некоторая удаленность от города населенного пункта, где все друг друга знают и объединены общим делом, являлась скорее преимуществом, чем неудобством. Мы чувствовали себя вполне комфортно и безопасно.
Полк расформировали в конце 1993 года, однако подавляющее большинство тех, кто служил в этом месте, уже успели «пустить корни»: получили квартиры, воспитывали детей. Поэтому приняли решение остаться в Вещеве. Но оказалось, что рай кончился.
От аэродрома, прославившегося тем, что на нем дважды задерживали террористов, остался только юридический адрес. Фактически он разграблен и разрушен до основания, исчезли даже аэродромные плиты, сделанные по особым технологиям. Железнодорожный путь от Вещева до Житкова был разобран, и дизель стал ходить до нашего поселка только 2 раза в сутки, исключая выходные и праздничные дни. Мы просили исправить эту ситуацию, но руководство ОЖД отказало нам «по причине нерентабельности направления». Железнодорожный вокзал на замке, ни в Вещево, ни в Перово билетных касс нет. А в начале ноября дизель отменили вообще…
Автомобильная дорога ни разу не ремонтировалась. Личный транспорт после нескольких месяцев эксплуатации выходит из строя, а по самой дороге, на которой 44 слепых поворота, ездить просто страшно. Дорогу разбили не только лесовозы, но и большегрузы, вывозившие железобетонные плиты с аэродрома, которых была, поверьте, не одна тысяча. Мы с 2004 года умоляем о ремонте нашей единственной дороги, но в администрации нам отвечают, что дорога находится на балансе ГУ «Ленавтодор» и ее ремонт не запланирован даже на отдаленное будущее. Перевозчик, фирма «САЮР», отправляя свои автобусы в рейс по нашей дороге, которая испещрена дырами, ямами, трещинами, рискует не только своими автобусами, но и пассажирами. Дорогу плохо и нерегулярно чистят, а бывает, что рейсы вообще отменяются. А ведь население Вещева в подавляющем большинстве работает в Выборге и на работу ездит каждый день. Уже стали нередкими случаи, когда работодатель отказывает в приеме на работу, узнав, что соискатель живет в Вещеве: есть реальный риск получить работника, который будет пропускать рабочие дни или постоянно опаздывать. А в сентябре этого года мы получили акт обследования автобусных маршрутов на территории Выборгского района, в котором было указано, что маршрут 145 эксплуатировать невозможно. Дизеля нет уже месяц, скоро и автобуса не будет, а ведь наличие транспортного сообщения — единственный фактор, который еще поддерживает жизнь в нашем поселке.
Про состояние жилищного фонда и качество его обслуживания даже говорить страшно. Единственная водонапорная башня течет, труба единственной котельной не сегодня-завтра свалится, канализационных очистных сооружений нет, сточные воды идут в водоем, из которого мы пьем. В региональные целевые программы развития водопроводно-канализационных объектов Выборгского района, в том числе проект «Вода — это жизнь», включалось строительство очистных в Вещеве, однако вопрос так и не решен. Если средства на это выделялись, куда они делись? Туда же, куда и областные средства на строительство газопровода природного газа в 2005 году в рамках региональной программы «Газификация Ленобласти»? Рядом с нашим поселком проходят ТРИ газопровода, а у нас до сих пор привозной и дорогой газ. Губернатор Валерий Сердюков в своей предвыборной программе клялся, что до 2005 года множество поселков нашего района, в том числе и Вещево, будут газифицированы. Листовки с этими обещаниями мы храним до сих пор, чтобы никогда не забывать об истинной стоимости предвыборных клятв политиков.
Бани было две, теперь — ни одной. Горячей воды нет с 1995 года. Зимой ездим в бани Выборга, летом ныряем в местные водоемы. «Дом офицеров», дорогой сердцу почти всех бывших военнослужащих-вещевцев, разрушен и разворован, стоит без окон, без дверей. Жилые дома в ужасном состоянии — во всех домах подвалы залиты канализацией, межпанельные стыки протекают, везде сырость, грибок, плесень. Ни капитальных, ни косметических ремонтов не делалось со дня сдачи домов в эксплуатацию, батареи в подъездах отключены от отопления. Все дома смело можно признавать аварийными. По-хорошему, конечно, стоило бы задуматься о том, чтобы уезжать из Вещева, так сказать, массово, но возможности такой почти ни у кого нет. Нам не дают даже жилищных сертификатов для военнослужащих, говорят, что мы жильем обеспечены… Разве же это жилье?
Население Вещева насчитывает три тысячи человек, мы не умирающие, мы хотим жить! В поселке действует ясли-сад, школа, медпункт, почта, приезжает передвижная сберкасса. Но разобраться, кто за что в ответе, очень трудно: за справками ездим к паспортистке в Гончарово, квартплату платим в Перово, квартиры принадлежат Выборгу, земля — Министерству обороны. Кто за что отвечает в этой ситуации?».
***
Первое правило журналистского материала — даже в беспросветной ситуации разглядеть некий позитив, который может стать идеей для решения проблемы. В том же, что касается состояния населенных пунктов, подобных Вещеву (а их в российской глубинке тьма-тьмущая), позитив даже с натугой не просматривается. Удаленный от основных магистралей поселок, не интересный с точки зрения размещения там какого-либо производства, оказался в заложниках смены общественно-политической формации в начале 90-х годов. Если будут перекрыты еще и транспортные артерии, связывающие этот населенный пункт с Выборгом, можно смело говорить, что в поселок пришла беда. Радует только одно: когда верстался номер, вещевцы сообщили, что движение дизеля Выборг-Вещево восстановлено. Надолго ли?
Приглашаем к обсуждению этой темы на форуме нашего сайта.