Смерть шедевра

105 лет простоял в Выборге выдающийся шедевр Северного модерна, украшенный лепкой, резьбой по камню и уникальной ковкой на той улице, которая называется теперь Крепостная, 11.

Здание запылало в ночь с субботы на воскресенье. Пожар быстро распространился на 1.500 квадратных метров площади шедевра. Три пожарных машины делали, что могли, но пламя, охватившее кровлю и верхние этажи, очень быстро распространилось по всему зданию, создавая в ночной темноте чудовищную иллюзию празднично светящихся окон. Дом умер. Точнее – его убили.

Но предварительно надругались. Прямо перед ним расположили сцену с надписью, которая, как нельзя лучше, передает состояние пира во время чумы, в которое стремительно погружается город перед приездом губернатора: «С праздником вас, дорогие выборжане!». Но дело не в лозунге, который довольно случайно стал циничным напоминанием о бесхозяйственности и безответственности. Здание вандализировали перед смертью тем, что называется «граффити», расписав произведение искусства какими-то курями и лубочно-урбанистическими пейзажами, словно знали, что после гибели «Домуса» никому не будет дела до такого отношения к объекту охраны. Кто, интересно, дал на это разрешение?Я с ужасом пишу об утрате дома книготорговца Виктора Говинга, устоявшем в две войны, единственном здании в городе, сохранявшем стилистику национального романтизма. Об этом здании писали: «Важная достопримечательность дома — различные по форме и цвету камины. Их здесь более шестидесяти. Эти камины служат не только средством обогрева и вентиляции, но и важными элементами художественного убранства. Рисунки на изразцах гармонируют с орнаментом лепных потолков и отделкой дверей.

Особой торжественностью отличалось оформление парадной лестницы: мозаичные полы, фресковые росписи на стенах, художественное литье ограждений и пластичные по форме деревянные перила, скульптурные изображения летучих мышей под потолками лестничных площадок».

Его архитектор Карл Хорд аф Сегерштадт стал в начале ХХ века первым городским архитектором Хельсинки. А Дом Говинга («Домус») получил статус одной из важнейших ступеней в выстраивании гармонического развития архитектуры модерна.

В этом доме когда-то располагался первый в городе книжный магазин — «Домус». Произведение искусства, часть истории, один из центров городской культуры. Теперь уже в абсолютно безвозвратном прошлом.

С 1988 года дом стоял в запустении. Кривая история его продажи, наплевательское отношение к историческому наследию и невнятица с установлением владельца предопределили его судьбу. На один из запросов в Регистрационную палату по поводу прав собственности на архитектурный шедевр мы получили еще в июле 2001 года ответ об отсутствии информации на «объект» в связи с отсутствием записей о регистрации. Даже во время попытки проведения учета сохранившихся, несмотря ни на что, архитектурных деталей и объектов охраны, эти самые объекты пропадали прямо на следующий день после того, как были «учтены». Так случилось, например, с двумя пролетами лестничных ограждений во время «градостроительной, историко-культурной и технико-экономической экспертизы здания «Дом жилой 1904 года», состоящий под государственной охраной».

…В толпе, собравшейся поглазеть на пожар, большинство составляла молодежь, возвращавшаяся с «Ночного Вояжа» в Замке. И даже среди молодежи, которой, казалось бы, адресовались граффити, появившиеся на стенах шедевра незадолго до страшного события с разрешения властей, были слышны голоса: «Дом этого не пережил!». Кроме того, отрадно (если так можно сказать в связи с трагедией в архитектуре Северного модерна), что практически все отметили тот факт, что ответственными за происшедшее стали городские власти, никто из которых, кстати, на пожар не явился. Какие-то «знатоки» в толпе говорили: «Да еще с пятницы в городе никого из начальства нет!». И «говорят, земля под зданием стоит не меньше двух миллионов баксов!».

Как распределится ответственность за происшедшее – неизвестно, но уже готова традиционная выборгская версия: виноваты «бомжи». Только я трижды писал о том, что кинотеатр «Родина» сожгут, не могут не сжечь – слишком дорога земля под ним. Сожгут, но не отдадут под, например, молодежный культурный центр. Сожгли. И, конечно, бомжи. Да что же за город такой у нас, что все нужное людям как объект культуры или истории жгут? Бомжи, что ли, у власти, которые ни за что не отвечают?

Говорят, земля под единственным в городе молодежным клубом «Кочегарка» стоит миллион. Уже нападали и взрывали (без последствий для нападавших). Возможно, сожгут.

…Сорок лет назад я приводил в «Домус» всех своих знакомых, приезжавших в Выборг. Тогда в одной из огромных коммуналок этого дома жил директор городского Дома культуры Володя Федорцов. Он в идеале содержал красивейшие изразцовые голландские печи в своих двух комнатах, где под потолком с отреставрированной им лепниной, прямо среди тысяч книг библиотеки хозяина, он сам приводил в порядок собранную по кусочкам на выборгских чердаках мебель. Володя за рюмочкой рассказывал моим друзьям об истории здания, и они говорили: «Как повезло вам, что вы живете в таком городе!».

Примерно в то же время я прочитал булгаковскую «Белую гвардию»: «Как часто читался у пышущей жаром изразцовой печи “Саардамский Плотник”, часы играли гавот, и всегда в конце декабря пахло хвоей, и разноцветный парафин горел на зелёных ветвях…». Я до сих пор не могу себе представить другой печи в доме Турбиных, кроме той, у чугунной дверцы которой я сидел в «Домусе» у Федорцова.

Оцените статью
Выборгские ведомости
Добавить комментарий

  1. darkus
    Уважаемый Андрей Коломойский, мне конечно тоже безумно жаль этот дом, что он сгорел, и что до него нет никому дела…Но я не понимаю почему вы так критикуете художество (а не графити, как вы выразились)?? Неужели вы действительно считаете, что эта голая серая стенка красивее смотрелась когда она была пустой?? Все равно уже давно ясно, что этот дом никто ремонтировать не будет, и вряд ли он уже подлежит реставрации… А этот рисунок лишь немного приукрасил его…
    Ответить