Как сообщили в территориальном отделе Роспотребнадзора по Выборгскому району, на «горячую линию» в отдел поступают жалобы выборжан по поводу режима пропуска провожающих на перрон железнодорожного вокзала.
Заместитель начальника территориального отдела Ольга Тихоновская перед новогодними праздниками, в воскресенье, 21 декабря, убедилась в справедливости этих нареканий. После того, как на вокзале Выборга были установлены турникеты, пассажиры попали в ситуацию, когда не предусмотрены условия для свободного перемещения провожающих.
Скажем, женщина-пассажир уезжает с тяжелыми сумками и чемоданами, а нужно ли пропустить на перрон провожающего ее мужа, сына или другого родственника, решает персонал вокзала.
— По каким критериям это определяется – не очень понятно. Кстати, складывается впечатление, что это зависит от настроения дежурной, которая работает у турникетов, — говорит Ольга Тихоновская. – Так, 21 декабря Антонина Вениаминовна Юшкевич, так она представилась, опознавательных знаков с фамилией и именем у нее на форме не было, определяла и проводила отбор провожающих. Причем в это время дежурного по вокзалу на месте не было, и кроме Юшкевич никто не мог решить, кому можно пройти на перрон, а кому нельзя. Удивительно, что именно она определяла, кто и сколько может донести вещей! А ведь на посадку к поезду шли пожилые люди, пассажиры с маленькими детьми. Собственно, не должен страдать никто, и пассажиры молодого и среднего возраста тоже. Если молодой человек провожает девушку, муж — жену или наоборот, они так привыкли. И даже если нет тяжелых чемоданов, почему люди не могут проводить до вагона свою «половину» и поцеловать на прощание? И почему работник вокзала в данном случае ущемляет права этих людей?
Как говорит заместитель начальника территориального отдела Роспотребнадзора, сотрудница вокзала Юшкевич не пускала провожающих. Говорила женщине с дорожными сумками: мол, ничего, сами вещи донесете. Очевидно, главным аргументом был возраст уезжавшей, но ведь это тоже не довод. Пусть женщина молодая, но не исключено, что она беременная или, к примеру, после операции, поэтому поднимать тяжести ей нельзя, и без провожающих в этом случае не обойтись. Ведь все это личные моменты, и никто не должен объяснять работникам вокзала свои обстоятельства. Даже в случае, когда вещей нет, человек просто хочет, чтобы близкие люди его проводили и посадили в вагон.
Если по закону о защите прав потребителей билет на поезд – это договор между гражданином и железной дорогой на оказание услуги по перевозке, то почему выходит, что в этот договор включено условие, ущемляющее права этого гражданина? Если это ограничение опирается на какую-то внутреннюю железнодорожную инструкцию, то она все равно не может быть сильнее закона. Закон же предусматривает не ущемлять права потребителей, а пассажиры как раз и являются потребителями услуг железнодорожного транспорта.
Почему бы работникам вокзала не повесить объявление у кассы, что, приобретая билеты на электричку, у кассы они и должны расставаться с близкими людьми, их не пустят на перрон. Может, выборжане предпочтут другой вид транспорта, тот же автобус, который с большей регулярностью ходит в Петербург, чем электропоезда?
Тем не менее, считает Ольга Тихоновская, перед отправлением комфортабельной электрички нередко складывается такая ситуация, что не все кассы работают, скапливается очередь, и, видя, что пассажиры нервничают, людей начинают пропускать свободно, без билетов. Кто анализировал эту ситуацию? Пассажир столько сил и нервов тратит на вещи, которые для него должны быть приятными! Почему не продавать билеты прямо в электричке, как это делают в Московской области?
— Кому, как не начальнику вокзала следует отрегулировать все эти проблемы? — говорит Ольга Дмитриевна. — Почему бы ему не поставить своих сотрудников в такие условия, когда они были бы корректны и предупредительны с пассажирами, ведь благодаря последним они получают зарплату.
Ольга Тихоновская отметила, что их территориальный отдел не курирует работу железной дороги, этим занимается управление Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту, начальник территориального отдела этого управления по Ленинградской области, Наталия Николаевна Артемьева, находится в Петербурге на Митрофаньевском шоссе, 7, контактный телефон: 4363396, телефакс – 7682204. По этим телефонам и факсу всегда можно послать сообщение или жалобу, чтобы были приняты меры по всем фактам нарушения прав пассажиров.
Собственно говоря, если захотеть, то можно пройти на платформы, минуя здание вокзала. Так стоит ли заставлять пассажиров и провожающих нервничать, «фильтруя» их у турникетов и определяя на глазок, кого надо провожать, а кого нет.