О мастерской Владислава Назаренко в городе знают. Знакомые тащат к нему старую мебель, которую не придумали, куда пристроить, а кто-то и находки со свалок. Как выяснилось, немало людей выкидывают даже и старинную мебель, если не понимают ее ценности. Но ценность она приобретает в результате реставрации. А второе рождение вещи может обойтись недешево, возможно, поэтому, несмотря на популярность антиквариата, не все могут себе позволить его иметь и выкидывают доставшиеся по наследству предметы, которые выглядят, как рухлядь. Опять же, надо представлять, что ты хочешь получить в итоге.
Владислав объясняет, что он не специалист, но в меру своего понимания предметы мебели реставрирует, хотя бы частично: обновляет то, что можно. Вначале к нему один человек обратился с просьбой, затем — другой. И, как водится, появилась репутация. Самое главное — иметь желание, потом приходят собственные наработки и опыт. Когда есть желание, и еще получается зарабатывать, неважно, что деньги могут быть небольшие, главное, что труд востребован, тогда — радость. Работа равна увлечению.
Владислав рассказывает, что, конечно, он стал читать и соответствующую литературу, просматривать печатную и электронную информацию. Была мысль даже получить образование по реставрации, но училище в Петербурге, где обучают профессии, дает только среднее специальное образование, а оно у Назаренко уже было. Владислав в свое время закончил наше авиационно-техническое училище, поработал несколько лет в частной авиакомпании в Грузии, потом вернулся в Выборг — обещали, что будет возможность работать здесь, но не случилось.
— Ну, а с чего все началось?
— Ну, наверное, с бабушкиного комода, который каждый год (нижнюю его часть) частично ремонтировали, красили. Как-то попробовал и я: отшкурил несколько слоев краски, заново покрасил. Мне понравилось. Но, собственно, старой мебелью я стал заниматься потом. А самое начало — я сделал для старшей дочери деревянную качалку — лошадку, вот практически такую же (показывает). Ей тогда был один год, а сейчас уже — восемнадцать. Лошадку хочется погладить, она не крашенная, просто покрыта прозрачным лаком, но даже смотреть на нее удовольствие. Понятно, что люди сейчас тянутся ко всему натуральному, поэтому популярно именно индивидуальное производство.
Популяризации мастера способствовал и фирменный знак, который он стал оставлять на готовых изделиях. Для детской комнаты у себя дома он смастерил практически всю мебель и, соответственно, такую мебель ему стали заказывать. Разумеется, все вещи — нестандартные, чаще всего он делает их из сосны, реже — из ели. Когда убедился в том, что его изделия пользуется спросом, стал сдавать их в магазины. С 2011 года уже работает как индивидуальный предприниматель, у него мастерская в Селезневе.
Кроме комода, который ему привезли на реставрацию, Владислав показал несколько приобретенных вещей. Еще один комод — предположительно конца 19 — начала 20 века, старое кресло, буфет середины прошлого века, швейную машинку. В разобранном виде впечатления они, конечно, не производят — все требует приведения в порядок, кропотливой работы. Пока вещи — только вложение денег, каждый предмет найдет своего покупателя после реставрации. Сам Владислав не собирает антиквариат, считает, что предметы должны сочетаться друг с другом. Нет смысла ставить одно старинное кресло, например, в ряд с изделиями из ДСП. Потолки квартиры тоже должны соответствовать величине шкафа, скажем. Хотя сам он живет в старой части города, и потолки, по крайней мере, позволяют.
Он общается со многими архитекторами и художниками. «Понимаете, — объясняет Владислав, — все это взаимосвязано. Любовь к старинным вещам, к Старому городу, его архитектуре». Рассказывает, что ему довелось поработать совсем немного на Выборгском реставрационном участке, который существовал в городе в конце девяностых. Все, что возможно было сделать в сфере реставрации, можно было осуществить там. Он вспоминает, что на участке собрались просто сумасшедшие, в хорошем смысле слова, специалисты, умеющие работать и с камнем, и с керамитом. Но начальник был бездарь. Жаль, что этого предприятия больше не существует, сегодня Выборгу, как никогда, нужны умелые реставраторы, способные восстановить его былую красоту.