Фонд «РРР», инициировавший воссоздание монумента, прекращает своё существование
Несмотря на все сложности, в последние годы в нашем городе было восстановлено несколько значимых памятников людям, имеющим к Выборгу то или иное отношение, оставившим след в истории города, а также тем, чьи имена известны далеко за его пределами.
Происходит это усилиями, прежде всего, общественных организаций и граждан. Так, в Сорвали по инициативе центра «Виипури» с участием волонтеров восстановлены захоронения Отсакорпи и Хакманов, памятники Оскару Фриману и Яаакко Хякли, на Южном кладбище отреставрирован памятник генералу Александру Теслеву.
Фонд задавила бюрократия
Фонд «РРР» (реставрации, реконструкции и развития) известен выборжанам по таким проектам, как возвращение основателя города Торгельса Кнутссона на Ратушную площадь, установка стелы «Русским воинам 1710 года», памятной плиты на месте захоронения 700 финских воинов, памятника Микаэлю Агриколе и ряду других.
Следующим проектом фонда должно было стать воссоздание памятника генералу, принцу Виктору Амадею Ангальт-Бернбургскому, похороненному на лютеранском кладбище в Выборге в Петровском поселке. Однако фонд «РРР» прекращает свое существование: некоммерческая организация из трёх человек просто не в состоянии удовлетворить ужесточающиеся требования государственных органов по отчетности.
Председатель совета фонда Евгений Филиппов говорит, что надоело оправдываться и тратить время на непроизводительную бюрократию. Это одна из причин, по которой НКО не будет координировать работу по воссозданию памятника, заниматься подготовкой кадастрового плана и других правовых документов. Кроме того, совет фонда надеялся, что тема заинтересует выборгскую администрацию, три года назад была написана заявка на соискание гранта президента РФ для реализации творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства, но идея поддержана не была.
Тем не менее, по словам Филиппова, есть все предпосылки для восстановления памятника российскому генералу. В сквере в Петровском поселке сохранился фундамент, в Выборгском замке хранится значительная часть фрагментов надгробия из итальянского мрамора, разбитого в советское время. А главное, уже проделана определенная работа, результатами которой фонд «РРР» готов поделиться с общественностью.
В биографии генерала остались белые пятна
Исследованием биографии принца Ангальт-Бернбургского, истории создания памятника занимался архитектор Виктор Дмитриев, работая в фондах Эрмитажа, Российской национальной библиотеки, областного архива и других.
Напомним, Виктор Амадей Ангальт-Бернбургский — выдающийся военачальник русской армии конца XVIII века, за двадцать лет службы участвовавший в двух русско-турецких войнах и смертельно раненый в 1790 году в бою со шведами недалеко от современной Лаппеенранты. Раненого генерала привезли в Выборг и поместили в военный госпиталь, Ангальт скончался после операции, в 46-летнем возрасте, в расцвете таланта. Генерал Ангальт командовал лейб-гвардии кирасирским Ее Величества Государыни Императрицы Марии Федоровны полком, был награжден высшими русскими боевыми орденами.
Однако, по словам Виктора Дмитриева, сведения о военной биографии принца, которые можно найти в сети интернет, не являются полными и достоверными. Только один пример: большинство источников сообщают о том, что Ангальт награжден орденами святого Георгия, Александра Невского и Андрея Первозванного. По данным Дмитриева, орденов святого Георгия было два. За этой наградой — дополнительный исторический пласт, пока — малоизученный.
Не расшифрован до конца и герб Ангальта. Его изображение тоже можно найти в интернете, там 12 полей, но оно не совпадает с изображением, выбитым на памятнике, включающем 15 элементов. Каждый из них символизирует владения носителя герба, но три поля расшифровать пока не удается.
Фрагменты памятника — самое ценное, что есть в музее
Остались белые пятна и в истории создания памятника. Есть мнение, что это работа Кваренги. Однако, как считает Дмитриев, авторство принадлежит одному из учеников знаменитого скульптора, что не умаляет достоинств монумента. «Когда я в прошлом году делал обмеры сохранившихся камней, у меня создалось впечатление, что это самое ценное, что есть в выборгском музее, — говорит Виктор Дмитриев. — Это подлинная итальянская работа, классная в художественном отношении. Она имеет аналоги: в то же время тем же автором был создан памятник адмиралу Грейгу в Таллине. Или мавзолей Ланского — тоже по Кваренги, тоже из карарры. Пишут, что он утерян. Но я съездил в Казанскую церковь в Царское село — стоит! Идет ряд типологических образцов, сходных по стилистике, выстраивается серия. Это самое интересное, когда ты вписываешься в контекст художественного пласта, который распределен в пространстве, и все это объединено именем художника, эпохой, стилем. Это потрясающе богатая тема».
Кто продолжит дело «РРР»?
Многое мог бы еще рассказать Виктор Дмитриев об Ангальте, но, как заметил Евгений Филиппов, есть ещё одна причина прекращения деятельности фонда «РРР»: «Обида Виктора Васильевича на невнимание к его научным исследованиям со стороны государственных органов и малое финансирование со стороны фонда. Продолжение исследовательских и поисковых работ Дмитриев, как он заявил, будет осуществлять лично. То есть моя позиция „чистой благотворительности“ поддержана не всеми учредителями фонда».
На данном этапе этой темой заинтересовались школьники из гимназии N1 Выборга. Как знать, может быть, их участие вдохнет жизнь в проект, как это случилось с восстановлением памятника Теслеву, когда учащиеся другой гимназии, N11, занимались исследованиями под руководством своих педагогов и краеведов, выходили на субботники на Южном кладбище.
Члены совета фонда «РРР» — Евгений Филиппов, Александр Швер и Виктор Дмитриев — считают, что к проекту должны подключиться государственные структуры. Есть закон об увековечении памяти защитников Отечества, героев России, и это функция государства. Воссоздание памятника генералу российской армии восполнило бы страницу нашей военной истории. Кроме того, если проект будет реализован, в Выборге появится высокохудожественное произведение великих итальянцев, которое совершенно незаслуженно пылится пока в подвалах замка.