Эрмитаж в Выборге будет. Кажется, самых закоренелых скептиков убедят в этом буквы, торжественно увенчавшие фасад ульберговского здания, отсвечивающие желтым блеском даже в непогожий день. Появились они в день приезда в Выборг вице-губернатора Ленобласти Олега Уткина, который, по словам директора МУК “Эрмитаж-Выборг” Александра Костенко, оценив результаты первого этапа ремонтных работ, остался ими вполне доволен. Золотые буквы на фасаде — предмет отдельного разговора, и об этом — позже.
… То, что уникальное здание дождалось реставрации — факт поистине знаменательный, не каждому памятнику истории в наши дни выпадает подобная участь. Идея открытия в Выборге филиала крупнейшего государственного музея, как известно, принадлежит главе муниципального образования Георгию Порядину.
Он сумел довести её до практического воплощения, которое и началось с реставрации архитектурного шедевра. Даже это — уже событие для города и радость для выборжан, не безразличных к его истории.
Отрадно и то, что зданию, спроектированному именно для художественного музея и школы искусств, возвращается его изначальное предназначение. Экспозиции из коллекций Эрмитажа будут размещаться в правом крыле, дети, учащиеся художественной школы, смогут систематически знакомиться с работами великих мастеров. Получат возможность расширить свой кругозор и взрослые выборжане, не имеющие времени на поездки в музеи Петербурга. Филиал Эрмитажа, конечно же, будет привлекательным объектом и для туристов — говорят, едва появилась вывеска, они стали заглядывать в “художку”, интересуясь экспозицией.
Для этого, правда, ещё рановато. Открытие запланировано на 1 августа, и никакой кризис тут уже помешать не должен, — так считает Александр Костенко. Почему? Проект важен не только для Выборга, но и для государственного музея Эрмитаж, — у нас будет второй в России филиал (ещё в Казани). Финны снимают полуторачасовой фильм, фиксируют каждый этап реконструкции, так что проект имеет международное значение.
Костенко рассказал о том, что сделано к сегодняшнему моменту и о дальнейших планах. К реставрации подошли со всей необходимой в данном вопросе тщательностью. Была создана рабочая группа во главе с вице-губернатором Олегом Уткиным. На первый этап выделили 35 млн рублей, и закончили его, как и планировали, в январе. Заменили кровлю всего здания, включая школу, отремонтировали весь фасад. Работы проходили под контролем департамента охраны памятников. Условия охранных обязательств предписывали воссоздать фасад таким, каким его задумал Уно Ульберг, и по качеству, и по цвету. Были проведены специальные исследования, фасад бурили в различных точках, чтобы не ошибиться в выводах. Даже цвет отдельно утверждали, на уровне Министерства культуры. Для отделки фасада не использовано ни грамма цемента — только специальные гипсовые смеси. Мы знаем, что цемент впитывает влагу и отслаивается, а гипс — “дышит”. Ещё раз фасад покрасят летом, — такова технология.
Окна поставили всё же современные, — трехслойные стеклопакеты, хотя сначала департамент по охране памятников настаивал, что их надо сделать из дерева. Заменили все 117 окон, а со стороны залива установили специальные солнцезащитные фильтры. Сделаны новые системы тепло— и электроснабжения. Микроклимат будет полностью соответствовать строгим требованиям Эрмитажа, связанным с условиями хранения шедевров.
После 25 января начнется второй этап — отделка внутренних помещений, установка оборудования для поддержания влажности и температуры, охранной сигнализации. Затем начнется реставрация “Панцерлакса”, после решения вопроса о передаче этого здания в собственность субъекта Федерации.
Третий этап — благоустройство прилегающей территории, оформление газонов, дорожек, ограждений. Закончить всё планируется за 10 дней до открытия. Тема первой выставки уже утверждена, — роль Екатерины ll в создании Эрмитажа.
В год планируется проводить по три-четыре выставки. Возможно, выборжане увидят произведения, которые размещались в Выборгском художественном музее с 1930 по 1939 год, есть планы организовать такую выставку. В этом заинтересованы и финны. Кстати, в попечительский совет филиала Эрмитажа, по словам Костенко, обязательно войдут представители Финляндии.
…Предполагая неоднозначное отношение выборжан к буквам, возвещающим о пришествии государственного музея в Выборг, я поинтересовалась у Александра Ивановича, утверждена ли вывеска, и кем именно. Оказалось, пройдены все этапы согласований, на проекте есть все необходимые подписи – представителей Эрмитажа, всех заместителей Пиотровского, департамента по охране памятников, главного архитектора Выборга. Эскиз тщательно выверяли, изменяли и наконец он всем понравился…
Иного мнения придерживается выборгский архитектор Александр Швер. «Ужасно, — сказал Александр Михайлович. — Я не знаю, согласовано ли это с Эрмитажем, там же есть художественное начальство. Я не могу представить, что такая вывеска появилась бы на Зимнем дворце». Он отметил, что на памятнике архитектуры немыслимы такие огромные буквы, а размер их таков, что они претендуют на роль элементов архитектуры. Такой подход недопустим, вывеска должна лишь оповещать людей. Есть ведь для неё удобное место, – это камень, на котором написано «Ленгражданпроект».
По-своему интересна точка зрения Андрея Надеина, главного редактора российского журнала “Рекламные Идеи”, члена жюри европейского конкурса рекламы Epica Awards: «Фирменный стиль Эрмитажа (на основе шрифта Антиква, “под классику”) грубо и просто «прикрутили» к конструктивизму. А на конструктивистских фасадах совсем другая типографика! Все помнят, как выглядит мавзолей Ленина работы архитектора Щусева. Конструктивизм (он же функционализм) очень лаконичен, буквы без засечек (по крайней мере, не Антиква!) и обязательно в гамме фасада. Еще одно замечание: эту архитектуру делали гении пропорций. По сути, вся красота этих зданий — не в декоре (которого почти нет), а в отточенной композиции линий и объемов. И эта золотая надпись на фасаде здания Ульберга грубо разрушила композицию. Одно радует — надпись будет легко срубить, когда эстетическая правда восторжествует. И аккуратно замазать дырочки».
Александр Костенко предлагал показать документы об утверждении проекта. Не приходится сомневаться, они есть. Но так ли важны персоналии, фамилии людей, проявивших свой уровень эстетического чутья и профессионализма. К сожалению, подобные решения становятся приметой времени, стоит вспомнить конструкцию с литерой «W», высящуюся на привокзальной площади. Всё это характеризует сам метод утверждения проектов, отношение чиновников от культуры к архитектурному наследию, к истории.
Когда Александр Иванович рассказывал о предстоящем благоустройстве, он упомянул, что будет всё, “вплоть до скульптур,” – и отметил, что это ещё предстоит обсудить на Градостроительном совете. Возможно, стоит привлечь к обсуждению и городские творческие союзы – архитекторов и художников, чтобы не получилось по известной поговорке, “как всегда”, вместо того, чтобы – «как лучше».