Не так давно в бухте Салакка-Лахти, на одном из валунов, появился необычный арт-объект – макет старинного велосипеда высотой более двух метров. Событие приковало внимание всех популярных городских форумов и вызвало довольно оживленное обсуждение.
Я встретился с автором этого арт-объекта: молодой человек, построивший розовый велосипед, просил называть его просто по имени – Илья.
Первое, о чем я спросил у Ильи:
— Почему велосипед?
— Традиционно! Это младший, но более крупный брат велосипеда, который я ставил перед Новым годом на этом же валуне. Тогда это был настоящий велик, также покрашенный в розовый цвет. Он продержался две недели, потом исчез. А если говорить серьезно, то мне хотелось этим подчеркнуть «велосипедность» Выборга.
Действительно, выборгская история неразрывно связана с велосипедами. В воспоминаниях о нашем городе людей, бывавших здесь в начале XX века, часто можно найти удивление тем, что на улицах Выборга велосипедистов ощутимо больше, чем в других городах. Известный исследователь и хранитель городской истории Михаил Костоломов подчеркивает: «В Выборге активно действовало общество Viipurin Pyőräilijät («Выборгские велосипедисты»), например, 2 сентября 1934 они организовали массовый велопробег по маршруту Выборг — Иматра — Энсо – Выборг».
Бережное отношение финнов к велосипеду характеризует и такой случай, вычитанный мной в мемуарах бывшего выборжанина: будучи юношей, во время Зимней войны он бежал из города. Его велосипед вяз в дорожном снегу. С проезжавшего грузовика, в котором ехали отставшие от своих частей солдаты и лотты, ему кричали: «Бросай свой велосипед, парень, и полезай в кузов!». Не без сожаления он оставил свой двухколесный транспорт на обочине, влез в кузов, и машина понесла его в новую жизнь – в эвакуацию.
По окончании войны (и автор мемуара пишет об этом почти без удивления) ему пришло уведомление о том, что его велосипед был обнаружен финскими военными, поместившими его на склад. А работники склада нашли владельца по регистрационному номеру и предлагают ему забрать велосипед, брошенный им у дороги из Выборга несколько лет назад…
Советское время тоже не обошло Выборг велославой – достаточно упомянуть нашего земляка — трехкратного олимпийского чемпиона Вячеслава Екимова, названного Лучшим велосипедистом России XX века.
Илья рассказывает:
— Мне всегда хотелось вернуть Выборгу его «велосипедное» предназначение. Уменьшить количество автомашин на улицах за счет увеличения числа людей, выбравших в качестве личного транспорта велосипед. Уверен, лучшего способа передвигаться по Выборгу нет. Правда, возможностей для езды не так много – нет велодорожек, стоянок, не приспособлена дорожная разметка и регулирующие знаки…
Пару лет назад я сделал велопарковку для парка Монрепо и попросил установить ее там. Теперь, приходя в парк, я вижу, что ею пользуются – практически каждый день в теплые сезоны там стоит несколько великов.
— Велопарковку ты тоже установил анонимно?
— Ну да. Точнее – я не устанавливал, я сделал и передал, не называя себя.
— Как думаешь, долго ли продержится розовый велосипед? Не повторит ли судьбу своего «младшего брата», простоявшего лишь пару недель? Установлен же он без разрешения.
— Всякое может быть. Но моя работа выполнена из железа, да и находится там, куда придется специально с инструментами плыть. Труд над этим экземпляром занял меньше трех часов. Сломают – новый построю.
Сейчас в социальной сети ВКонтакте идет народное голосование, призванное определить мнение горожан о свежем арт-объекте — «Быть или не быть?».
На момент подготовки этого материала результаты следующие:
«Прикольно! Быть!» — 381 голосов — 78,1% от числа проголосовавших.
«Бред. Ликвидировать» — 107 годосов — 21,9% от числа проголосовавших.
А что думаете вы?
Чистому городу- быть!
Отличным (в хорошем смысле) дорогам — быть!
Спасибо за статью!
Я написал про этот арт-объект вот что:
Велосипед
Наивный, добрый, одинокий
В последние дни апреля в бухте Салакка-Лахти появился необычный арт-объект – макет старинного велосипеда высотой более двух метров. Событие приковало внимание всех популярных городских форумов и вызвало довольно оживленное обсуждение.
Мне удалось найти автора и сделать с ним небольшое интервью, раскрывающее творческий и идеологический замысел создателя этого арт-объекта.
Молодой человек, построивший и определивший велосипед на одном из валунов в бухте, просил называть его просто по имени – Илья. Как и икона современного стрит-арта, Banksy (про Banksy: https://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%FD%ED%EA%F1%E8 сайт Banksy: http://www.banksy.co.uk/), Илья настаивает на своей анонимности. Как и Banksy, Илья не собирается спрашивать разрешения у властей на установку своих произведений в городском пространстве.
Первое, о чем я спросил у Ильи:
— Почему велосипед?
— Традиционно! Это младший, но более крупный, брат велосипеда, который я ставил перед Новым годом на этом же валуне. Тогда это был настоящий велик, также покрашенный в розовый. Он продержался две недели, потом исчез.
А если говорить серьезно, то мне хотелось подчеркнуть «велосипедность» Выборга.
Действительно, выборгская история неразрывно связана с велосипедами. В воспоминаниях о нашем городе людей, бывавших здесь в начале XX века, часто можно найти удивление тем, что на улицах Выборга велосипедистов ощутимо больше, чем в других городах.
Известный исследователь и хранитель городской истории Михаил Костоломов подсказывает: «В Выборге активно действовало общество Viipurin Pyöräilijät («Выборгские Велосипедисты»), например 2 сентября 1934 они организовали массовый велопробег по маршруту Выборг — Иматра — Энсо – Выборг.
На улице Реполанкату, 3 (ныне Вокзальная) велосипеды продавала фирма Suomen Polkupyörä ja Konetehdas («Финляндский Велосипед и Машинная фабрика»). Лучшими марками продаваемых велосипедов были Olympia, Kiri, Luxus».
Бережное отношение финнов к велосипеду характеризует и такой случай, вычитанный мной в мемуарах бывшего выборжанина: будучи юношей, во время Зимней войны он бежал из города, так как советская армия уже вторглась на территорию Выборга. Его велосипед вяз в дорожном снегу. С проезжавшего грузовика, в котором ехали отставшие от своих частей солдаты и лотты, ему стали кричать: «Бросай свой велосипед, парень, и полезай в кузов! Ryssä уже близко – на велосипеде не уйдешь!». Не без сожаления он оставил свой двухколесный транспорт на обочине, влез в кузов, и машина понесла его в новую жизнь – в эвакуацию.
По окончании войны (и автор мемуара пишет об этом почти без удивления) ему пришло уведомление о том, что его велосипед был обнаружен финскими военными, поместившими его на склад. А работники склада нашли владельца по регистрационному номеру и предлагают ему забрать велосипед, брошенный им у дороги из Выборга несколько лет назад…
Советское время тоже не обошло Выборг вело-славой – достаточно упомянуть нашего земляка — трехкратного олимпийского чемпиона Вячеслава Екимова, названного Лучшим велосипедистом России XX века.
Илья рассказывает:
— Мне всегда хотелось вернуть Выборгу его «велосипедное» предназначение. Уменьшить количество автомашин на улицах за счет увеличения числа людей, выбравших в качестве личного транспорта велосипед. Уверен, лучшего способа передвигаться по Выборгу нет.
Я умею и люблю работать с металлом. Пару лет назад я сделал велопарковку для парка Монрепо и попросил установить ее там. Теперь, приходя в парк, я вижу, что ей пользуются – практически каждый день в теплые сезоны там стоит несколько великов.
— Велопарковку ты тоже установил анонимно?
— Ну да. Точнее – я не устанавливал, я сделал и передал, не называя себя.
— Вернемся к арт-объекту в бухте. Как думаешь, долго ли он продержится? Не повторит ли судьбу своего «младшего брата», простоявшего лишь пару недель? Установлен же он без разрешения.
— Думаю, что судьба этого «памятника Выборгу велосипедному» послужит лакмусовой бумажкой, определяющей готовность муниципалитета к пониманию арт-инициатив горожан. Берега бухты муниципалитет украшает. Перед гостиницей «Дружба» стоят не вызывающие возражения драккары, но другой берег, набережная Комсомола, представляет собой эклектический китч. Вспомните это нагромождение стилей – неведомый мальчик с неведомым котом, недавно воткнутые нелепые якоря, и дальше – совсем чудовищный «Нептун» с адским календарем. На этом фоне велосипед, как мне кажется, выглядит живей, обоснованней и естественней.
— Естественней? Посреди бухты? На камне?
— Да, простора для поездок там немного (смеется)! Как и во всем остальном Выборге – даже при наличии велосипеда, возможностей для езды на нем не так много – нет велодорожек, стоянок, не приспособлена дорожная разметка и регулирующие знаки. Так что идея, думаю, ясна.
— Кстати, упомянутая набережная была уже, вроде в 2005-2006 годах, местом установки интересной городской скульптуры. Мастерская Андрея Степанова поставила там несколько веселых образцов своего творчества. Продержались они недолго – полимеры, из которых были изготовлены эти объекты малых форм, оказались не вандалоустойчивыми, и их довольно быстро разнесли на куски. Не ждешь ли сноса своего арт-объекта руками не муниципалов, а просто наших земляков? Из числа тех, кто скульптуру «Лось» Юсси Мянтюнена однажды сбросил с постамента.
— Всякое может быть. Но моя работа выполнена из железа, да и находится там, куда придется специально с инструментами плыть. Труд над этим экземпляром занял меньше трех часов. Сломают – новый построю.
— Спасибо за беседу, Илья! Последний вопрос – традиционный в таких случаях — о творческих планах. И еще — велик розовый. Словарь Ушакова толкует этот цвет так: «Такой, который заключает в себе только приятное, идеализирующий все, наивный». Твой объект подходит под это определение?
— Этот объект, верно у Ушакова, – добрый и наивный, трогательно просящий: «Заметьте Выборг велосипедный». Планы есть, и тоже посвященные велосипеду.
Могу сказать, что следующие объекты будут не столь идеалистичны. Раскрывать их темы сейчас я не буду, но, после реализации, охотно прокомментирую новые работы для читателей вашей газеты.
Сейчас в социальной сети ВКонтакте идет народное голосование, призванное определить мнение горожан о свежем арт-объекте — «Быть или не быть?».
На момент написания этого материала результаты следующие:
«Прикольно! Быть!» — 373 голосов — 78% от числа проголосовавших.
«Бред. Ликвидировать» — 105 — 22% от числа проголосовавших.
А что думаете Вы?
МНЕ, СОБСТВЕННО, ХОТЕЛОСЬ СРАВНИТЬ КАЧЕСТВО, ОБОСНОВАННОСТЬ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ИНИЦИАТИВ АРТ-АКТИВИСТОВ С УЖАСОМ МУНИЦИПАЛЬНОЙ КАЗЕНЩИНЫ И КИТЧА. СВЕРИТЬ СВОИ ОЩУЩЕНИЯ С МНЕНИЕМ ЧИТАТЕЛЯ. ОПРЕДЕЛИТЬ — ЧТО ЛУЧШЕ ДЛЯ ВЫБОРГА — АДСКИЙ "НЕПТУН" ЗА НАШИ ДЕНЬГИ ИЛИ ВПОЛНЕ ОБОСНОВАННЫЙ АРТ-ОБЪЕКТ, УСТАНОВЛЕННЫЙ БЕСПЛАТНО И С ОПИСАННОЙ В ТЕКСТЕ МАТЕРИАЛА МОТИВАЦИЕЙ.
ТАК ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ПО ВОПРОСУ?