«Золотом по Ульбергу» – так назывался материал в №3 «ВВ», посвященный открытию в нашем городе филиала Эрмитажа, а также реставрации здания музея и школы искусств, построенного Уно Ульбергом. Отдав должное значимости этих событий, к которым не может быть иного отношения, чем сугубо позитивное, мы задались вопросом о вывеске: имеет ли она вообще право на существование в таком виде? Смутила помпезность и вычурность букв на фоне лаконичного фасада.
Своё негативное отношение к подобному дизайнерскому решению уже высказали, каждый — со своих позиций, старейший выборгский архитектор Александр Михайлович Швер и Андрей Надеин, главный редактор российского журнала «Рекламные идеи» и член жюри европейского конкурса рекламы Epica Awards.
Не остались равнодушными и наши читатели. Посетители форума «ВВ» сразу же заинтересовались: кто автор «шедевра»? В своей предыдущей публикации мы не уделили этому никакого внимания, сочтя несущественной деталью, кто именно изготовил вывеску, сделав акцент на самом факте появления букв, на том, что подобные решения успешно утверждаются, «проходят инстанции» и воплощаются в жизнь. Возможно, это станет темой для дальнейшего обсуждения. Так вот. В последнем номере газеты «Реквизит», которую, надо полагать, большинство выборжан находят по субботам в своих почтовых ящиках, появилось обстоятельное интервью с директором выставочного центра «Эрмитаж – Выборг» Александром Костенко. Вопрос о вывеске он не комментировал, предоставив это тем самым авторам, которыми интересовались посетители форума «ВВ». И действительно, раз уж местная компания «Мактон», как сказано в публикации, «вела вывеску» от проектировки до монтажа, – кому как не им и отвечать.
Самое интересное – это отношение ведущего менеджера Валерия Томилова к результатам труда своих «талантливых дизайнеров»: «…вывеска действительно украшает здание», — говорится в интервью. То есть, сотрудники компании действительно считают, что «украсили» архитектурный шедевр! А то как-то скучновато было, “чистенько, но бедненько”? Не смутило авторов, что Ульберг почему-то не подписал аршинными буквами: «Школа искусств». Из интервью мы узнаем, что «цвет драгоценного металла – золота» был выбран не случайно, а сообразно значительности события, каковым является открытие филиала Эрмитажа. Таким образом, получается, превалировали здесь не эстетические, а идейные соображения. Надписи на конструктивистских зданиях делаются в гамме фасада, — на это, в частности, обратил внимание Андрей Надеин, напомнив, как выглядят здания “Дженерали” в Иерусалиме, здание Баухауса в Германии, наконец, мавзолей Ленина. Это азы, и это должно быть известно уважаемым выборгским дизайнерам.
«Проект принят и не претерпит никаких изменений», – утверждает Валерий Томилов. Думается, этот вопрос вообще не в компетенции «Мактона», и не её менеджеру лишать нас надежды на то, что эстетическая правда восторжествует.
Вот что думает по этому поводу редактор газеты “Деловой Петербург” Игорь Шнуренко: «Давайте представим себе, что в XIX веке в состав России вступила Греция. Кстати, вполне возможное развитие событий. И греческий генерал-губернатор, великий князь Николай, скажем, Николаевич, расположился в Акрополе. Приходит к нему академик Брюллов и говорит: тут, ваша светлость, есть некое сооружение, Парфенон называется, немного подразрушено, но в целом интересный объект недвижимости, давайте его подштукатурим и откроем там филиал Эрмитажа. Будем выставлять объекты пермской культуры, чтобы питерские хранилища разгрузить. И вскоре они открывают сооружение, на которое водружают гигантские золотые буквы: “Эрмитажъ. Афины. Купец первой гильдiи Савелiй Морозовъ”. Ну, Савва Морозов понятно почему — он бы и ремонт, и надпись оплатил. Скажете — невероятно? Но в Выборге, на мой взгляд, произошло сейчас именно это. Разве что без олигарха. Почему-то кажется, что, если общественность смирится с надписью “Эрмитаж. Выборг”, то через год-другой к ней непременно припишут “ВТБ”, или “Сбербанк”, или “Абрамович”.
И общественность не молчит. На форуме «ВВ» появился текст письма, отправленного директору Эрмитажа Михаилу Борисовичу Пиотровскому. Вот выдержки из него: «…был я очень счастлив, когда узнал, что в одном из самых красивых зданий старого Выборга, построенном выдающимся финским архитектором Уно Ульбергом, будет открыт филиал Государственного Эрмитажа… И вот ремонт идёт полным ходом, работа кипит, и с каждым днем памятник истории преображается… НО, Уважаемый Михаил Борисович, КАК можно согласиться с чудовищной золотой надписью “Эрмитаж Выборг”, приляпаной к стене этого шедевра… От имени многих выборжан прошу Вас повлиять на это решение, и убрать эту надпись, чтоб прекрасное здание с прекрасным музеем приобрело свой изначальный исторический вид».
В этом контексте интересен следующий факт: как сообщает агентство “Росбалт”, Эрмитаж запускает механизм обсуждения обществом вопроса о том, надо ли вернуть зданию Зимнего дворца его исторический цвет. То есть, общественное обсуждение вопросов эстетики и архитектуры вовсе не является противоестественным и практикуется, в том числе, в Петербурге. Так что к теме «украшения» ульберговского здания стоит ещё вернуться.