Не зря в свое время местные власти присвоили режиссеру Станиславу Ростоцкому звание Почетного гражданина города Выборга. Уж он, действительно, этого заслуживает. Благодаря ему наш город стал местом ежегодного проведения кинофестиваля «Окно в Европу».
Кроме того, знаменитый режиссер подарил Выборгу еще один символ: драккары. Эти два древних варяжских судна были использованы в его фильме «И на камнях растут деревья». После съемок Станислав Ростоцкий оставил эти драккары Выборгу. Установленные у гостиницы «Дружба», они явились еще одной визитной карточкой нашего города.
С того времени прошло уже более двух десятков лет. Выросло новое поколение выборжан. Старели и драккары. Вообще, срок службы деревянных судов невелик: от силы 25-30 лет. Но и это лишь при условии постоянного ухода за ними. А какой был уход за этими реликвиями?
Как правило, только перед открытием очередного кинофестиваля вспоминали о драккарах, возле которых начиналась вся торжественная церемония. Тогда убирали с палуб пустые бутылки и всякий хлам, натасканный праздношатающимся людом, кое-что подделывали. Но время брало свое. Обшивка нижней части судов, где скапливались атмосферные осадки, сгнила и стала вываливаться наружу. А тут еще в одном из драккаров по вине выпивох возник пожар. Последствия его кое-как залатали.
Короче, драккары дошли до такого состояния, что стали вместо благородного символа позорищем для Выборга. И вот в нынешнем году городские власти решили всерьез заняться этой проблемой. Не последнюю роль тут сыграло то, что местом празднования 82-й годовщины Ленинградской области избрали Выборг. Показывать гостям такие страшилища – стыдно. Необходимо было их отсюда убирать.
Ломать, как говорится, не строить. Это и было продемонстрировано с месяц тому назад, когда сгнившие суда быстренько разобрали и вывезли. Однако совсем лишиться такого символа тоже неразумно. Тем более, что вслед за празднованием 82-й годовщины Ленинградской области надвигается еще одно большое торжество: очередной кинофестиваль «Окно в Европу», эмблемой которого тоже являются драккары.
Конечно же, городские власти сразу заявили, что в любом случае эти достопримечательности Выборга будут сохранены. Старые драккары заменят новыми. Поскольку времени оставалось в обрез, то дело раскрутили на полную катушку. Депутаты срочно выделили деньги на постройку новых судов. В марте состоялся конкурс, который выиграла фирма «Варяг» из Петрозаводска. Кстати, здесь же строились и драккары, принимавшие участие в съемках фильма Станислава Ростоцкого. Однако делала их другая организация, которая уже не существует.
По условиям договора, фирма обязалась построить к августу только один из судов, а второй — позже, мало времени.
И вот ранним утром 26 июля постояльцы гостиницы «Дружба» стали свидетелями необычного зрелища. На набережной Большого ковша появились два трейлера, груженные секциями деревянного судна. Это и был первый из драккаров, прибывший в Выборг сухопутным путем. Между прочим, в отличие от старых, плавать они не смогут: потонут.
Встречавший эту экспедицию из Петрозаводска заместитель главы городской администрации Александр Буянов сказал, что фирме «Варяг» было дано указание построить драккары «дырявыми». Это для того, что в них не скапливались атмосферные осадки. И чтобы они подольше прослужили. Вполне разумное решение. Плавать на этих судах никто не собирается. Они лишь макеты старых драккаров.
Между тем, подошедшим автокраном стали сгружать деревянные секции судна. Их было четыре. Следует заметить, что размеры нового драккара были сделаны с учетом вместимости кузова трейлера, имеющего ширину около двух с половиной метров. Вместе с грузом прибыли четверо рабочих с «Варяга» во главе с заместителем директора фирмы Александром Тихомировым. Они должны были 29 июля закончить сборку секций.
За день до намеченного срока я подошел к гостинице «Дружба». Драккар уже стоял на подставках во все своей красе. Оставались лишь мелкие работы. Александр Тихомиров заверил, что к вечеру все будет в полной готовности. Он и провел со мной экскурсию вокруг драккара.
Прежде всего, от старых он отличается своей окраской. Те были черные и мрачные, а этот – весь светится. Он светло-коричневый и как бы покрыт лаком. Заместитель директора «Варяга» пояснил, что обшивка судна сделана по традиционной технологии в одну доску из карельской березы. Для пропитки использована смесь из льняного масла, древесной смолы и живичного скипидара. Отсюда и такой жизнерадостный вид.
Рассказал Александр Тихомиров и о «дырявости» драккара. Она обеспечивается прокладками между досками в нижней части судна. А вот головы драконов являются его цельной составляющей, а не «насадкой», как у старых драккаров, что потребовало дополнительного мастерства.