В последнее время серьезную озабоченность российской и международной общественности и специалистов вызывает плачевное состояние исторического центра Выборга как объекта мультикультурного наследия. О масштабах проблем свидетельствует и то, что государство выделяет значительные средства на исследовательские и проектные работы по городу в целом и значимым архитектурным памятникам. Принято решение о создании историко-архитектурного и природного музея-заповедника, призванного стать титульным владельцем федеральных памятников, часть которых долгое время остаются бесхозными.
О своем видении того, каким может стать архитектурный заповедник и какие историко-культурные объекты могут быть включены в его состав, нашему изданию рассказал член ВООПИиК, эксперт по проведению историко-культурной экспертизы Виктор Дмитриев:
— Сейчас, когда намечаются контуры нового музея, на мой взгляд, актуальна идея его создания как историко-архитектурного и природного заповедника под названием «Выборгская крепость». В его состав, наряду с памятниками оборонного зодчества исторического центра города, предлагается включить объекты, расположенные за его границами: батареи западной сухопутной позиции, фортификационные комплексы морской позиции на островах Транзундского архипелага, объекты фортового пояса периода Первой мировой войны.
Эта идея возникла не сегодня. Официально она высказана в моих замечаниях по «Концепции сохранения исторической части Выборга». Мне кажется странным, что в исторической справке по градостроительному развитию Выборга информация об этапах эволюции города-крепости практически отсутствует.
В наши дни заброшенные фортификационные комплексы в окрестностях города вполне достойны стать объектами современного туризма, в том числе яхтенного, с музеефикацией отдельных объектов и организацией туристических маршрутов по памятникам отечественной военной истории. Наглядным примером такого превращения может служить музей Линии Салпа в соседней Финляндии, включающий объекты оборонительной линии Второй мировой войны.
В перспективе возможно включение в состав музея-заповедника других памятников фортификации Карельского перешейка, в том числе объектов Второй мировой войны – так называемой Линии Маннергейма.
Выборг имеет многовековую историю города-крепости. Облик исторического центра в значительной степени формируют памятники оборонного зодчества шведского и русского периодов: средневековый замок, уцелевшая башня городской стены XV века, артиллерийская башня-рондель, бастионная фортификация XVI-XVIII веков, элементы фортовой крепости 2-й половины XIX века. Почти все они отнесены к памятникам федерального значения.
Сегодня, благодаря статусу исторического поселения, концепция восстановления Выборга распространена лишь на город в его административных границах. Но за их пределами — на берегах и островах Выборгского залива, в живописных лесных окрестностях — расположены памятники отечественной военной истории и военно-инженерного искусства.
Это, в первую очередь, объекты морской позиции Выборгской крепости. Самый ранний из них, времен Северной войны – береговая батарея у входа в Транзундский пролив, заложенная в 1710 году при осаде Выборга войсками Петра Первого и ставшая затем форпостом морской позиции. Второй, по времени создания, объект — редут Харкисаари, возведенный в 1740-50-х годах на скальном островке для контроля за фарватером на ближних подступах к Выборгу. Далее, вплоть до Крымской войны, морская позиция неоднократно усиливалась постройкой новых батарей для защиты трех проливов Транзундского архипелага.
В 1860-70-х годах, одновременно со строительством Восточно-Выборгских укреплений, в передовых для своего времени формах каменно-земляной фортификации под общим руководством Э.И.Тотлебена на островах Транзундского архипелага была создана новая морская позиция. Новые укрепления представляли собой сложные инженерные сооружения, возведенные на скальных основаниях. Для огневых позиций были возведены высокие земляные валы, облицованные камнем. Внутри были выстроены сводчатые кирпичные убежища, пороховые погреба, деревянные склады, офицерские дома, каменные пристани.
Тогда же была построена сухопутная позиция из трех батарей на западных подступах к Выборгу – на островах Сорвали и Линнасаари.
Малоизвестным до настоящего времени остается завершающий этап истории Выборгской крепости времен Первой мировой войны, лишь в последние годы ставший объектом внимания историков. Созданные в те годы укрепления дают представление о формах бетонно-земляной фортификации в российском крепостном строительстве начала ХХ века. Вырубленные в скале пороховые погреба, бетонные убежища в скальных котлованах, стрелковые позиции с брустверами из гранитных валунов и колотого камня, каменные дамбы представляют оригинальные примеры использования местного ландшафта для целей обороны.
Вместе с фортификационными памятниками исторического центра Выборга все эти объекты составляют своеобразную энциклопедию европейского и отечественного военно-инженерного искусства, отражающую эволюцию средств инженерной обороны на протяжении нескольких столетий. Это уникальный музей военной истории, особенно в современных условиях, когда огромное количество памятников российской фортификации осталось за пределами российских границ.
Большинство объектов морской позиции и фортового пояса времен Первой мировой войны внесены в список выявленных объектов культурного наследия еще в 1990-х годах. По результатам проведенного мною в 2001 году натурного обследования части объектов морской позиции было получено заключение с рекомендацией о присвоении им статуса памятников федерального значения.
Сложность в том, что теперь все эти ценнейшие памятники военной истории оказались, во-первых, на территориях разных муниципальных образований и, во-вторых, остаются бесхозными: как объекты недвижимости они не существуют, их собственник не определен, границы не установлены. Часть из них заросла лесом, давно идет процесс разрушения и деградации.
Понятно — предлагаемая идея не может быть воплощена в жизнь немедленно, но это единственно возможный путь — логика экономического развития региона, его туристического потенциала и потребностей общества рано или поздно заставят решать судьбу забытых памятников отечественной военной истории. И лучше начать раньше.
На последнем заседании попечительского совета Выборгского замка потенциальный руководитель организуемого музея-заповедника Владимир Цой озвучил предложения Виктора Дмитриева, сообщив, что идея создания заповедника «Выборгская крепость» будет доведена до губернатора области. Реализация этого замысла не только позволит упорядочить административную принадлежность ценных объектов крепостной архитектуры в целях их сохранения, но и в перспективе — создать уникальный музей оборонного зодчества национального масштаба.
Глупость или корысть! У каждой вещи есть собственник. Из «букваря» по праву: есть вещи, которые никто не отменял, Мирный договор между Советской Республикой и Финляндской Республикой (т.н.«Тартуский мир 1920 г.»). Финансовые условия договора:
п. 6. "Финляндское госимущество в России безвозмездно переходит в собственность России, и, наоборот, российское госимущество в Финляндии переходит автоматически в финскую собственность. Исключение в обоих случаях делается только для дипломатического и консульского имущества, которое остается за его владельцами."
Мирный договор с Финляндией от 10 февраля 1947 года, в Париже в рамках Парижской мирной конференции 1947 года, закрепляет в п. 27 "Права Правительства Финляндии и финляндских граждан, в том числе и юридических лиц, в отношении финляндской собственности и других финляндских активов на территории стран Союзных и Соединенных Держав, поскольку эти права были ограничены вследствие участия Финляндии в войне на равне с Германией, будут восстановлены после вступления в силу настоящего Договора."
Укрепления, как актив российской казны на балансе Военного ведомства, после того, когда россии не стало, были в 1920 году закреплены в собственности казны Финляндии. То, что было ограниченно боевыми действиями 1939-1944 гг., восстановленно в собственности Финляндии многосторонним договором. Оба договора в силе.
Уберите «петровских» и их свинотских холуёв домой — и Выборгская морская крепость будет не хуже ухожена, чем Свеаборг!