Судя по активной реакции не только наших читателей, но и профессионалов в сфере архитектуры и рекламы, надпись «Эрмитаж – Выборг» не на шутку ужаснула общественность.
В последней из трех публикаций «ВВ» на эту тему высказался Тапани Мустонен, один из крупнейших знатоков архитектуры конструктивизма и функционализма.
Сегодня тему продолжает Виталий Антипин, ведущий архитектор “Студии 44” — одной из крупнейших проектных мастерских Петербурга, специализирующейся в области реконструкции исторических зданий: «Начну с цитаты. “Граффити — надписи или рисунки на стенах зданий и переходов, вагонах поездов, а также заборах и прочих вертикальных поверхностях… Считается одним из видов самовыражения молодежи… Нанесение граффити на здания и сооружения без разрешения владельцев этих объектов трактуется в уголовном праве многих стран как вандализм. В некоторых странах Европы, чтобы рисовать граффити, нужно получить лицензию”.
Лет в восемь я был выставлен на позор перед классом за то, что по дороге из школы на стене соседнего здания (на площади Искусств в Ленинграде) написал мелом свою фамилию. Было глупо и стыдно. О чем это я? О пользе всеобщего обязательного школьного образования.
Однажды, в начале нового века, я решил исследовать мотивы и состояние человека, оставляющего на стене надписи. Привлек для этого психологов и искусствоведов. Мотив вандализма мы исключили как очевидно неинтересный – самовыражение вообще не очень интересная тема. В итоге, мы пришли к следующим выводам: главный мотив, имея ввиду предполагаемый юношеский возраст исполнителей, «пометить место» — щенячий восторг осознания себя в пространстве. При этом само пространство воспринимается как пассивно недружелюбное и пустое. Вторым мы назвали потребность обратиться к миру – безадресно, в целом. Повлиять и изменить к лучшему, быть услышанным. Конечно, имея ввиду остаточный литературоцентризм национального мышления, граффити – это, прежде всего, тексты или некие шрифтовые композиции. И третье – стремление к красоте, наполнению пустого пространства своей эстетикой, своим чувством прекрасного.
Надпись на фасаде здания Школы Искусств меня потрясла. Как говорится, «продвинули бренд» и осуществили просветительскую функцию. Здорово! Увидеть архитектурный шедевр как пустой ангар, требующий украшения – это редкий талант. Может быть, авторы этой композиции видят блистательные перспективы установки подобной надписи на Дворцовой площади в Петербурге – слева, над восточным крылом Главного штаба, где будут новые выставочные залы музея, «ЭРМИТАЖ», а справа, над штабным крылом – «ПЕТЕРБУРГ»? Под квадригой — логотип в овале. Тоже арка с поворотом оси движения. Красиво и информативно.
Все мои коллеги на первом курсе, хотя бы на три балла, сдавали курсовик по шрифтовой композиции. Глядя на это понятно, что понятия кернинг и трекинг создателям надписи неизвестны. Кроме того, посмотрев официальный сайт Эрмитажа, я убедился, что овальный логотип существует в двух редакциях, и допустимо писать верхнюю надпись в дуге как «HERMITAGE», а не «THE HERMITAGE», что для того самого трекинга было бы приличнее. Хотя «приличие» — не то слово, которое уместно для описания данного культурного события.
Что это? Уно Вернер Ульберг – архитектор, наследие которого достойно уважения, здание Школы Искусств – редкий памятник финского ар-деко, готовый туристический объект, радоваться надо. Выборг – неотъемлемая часть России и пора перестать вытравлять следы шведской и финской культуры из тела города. Никто историей не попрекает и не переписывает ее. Откуда в XXI веке эти оккупантские замашки в своем городе — помните, известный анекдот Довлатова про Громыко в Праге в 68-м: «Вам – везде!». В конце концов, есть федеральный закон об охране памятников, он распространяется и на Ленинградскую область, я проверял.
На одном плакатике с очередной графической хохмой на тему Джоконды была подпись: «Sorry, Leonardo!»
Sorry, Ulberg!»