За мир, единство, Алиночку, дурь…

За мир, единство, Алиночку, дурь…

Современные дикари изощряются в стеномарании. По поводу граффити в Выборге не раз выступали и СМИ, и общественность. Как правило, каждая новая волна публикаций набегает после появления очередного марания стен. Нынешний повод именно таков – изуродовано Певческое поле, созданное по проекту известного финского архитектора Уно Ульберга.

Попробуем разобраться в сути явления. Пропуская наскальную живопись, роспись храмов и раскрашивание стен египтянами, перейдем сразу к новейшему времени. Пожалуй, самым известным тиражированным ленинградским граффити стала надпись «Эта сторона улицы при артобстреле наиболее опасна». Нет нужды говорить о том, зачем она появилась. Хорошо известны надписи, сделанные солдатами на стенах павшего Рейхстага, являющиеся безусловными граффити – запечатленным самовыражением ярких эмоций.

Всплеск роста настенных изображений пришелся на 1968 год – год молодежных революций. Этот процесс был сопряжен с тем, что другие способы визуального продвижения идеологии были недоступны ни бунтовщикам парижской Сорбонны, ни студентам-патриотам Пражского университета. Граффити того времени стали символом и языком мятежа и протеста, несмываемой газетой и флагом.

Сегодня граффити — это часть мирового арт-пространства, экспонирующаяся в крупнейших музеях мира, и одновременно — головная боль муниципалитетов.

Впрочем, разумный подход властей может сделать граффити не только изюминкой городского пейзажа, но и его гармоничной частью, как случилось, например, в заполярном Анадыре. Речь, разумеется, идет о том, что действительно талантливо и уместно.

Давайте посмотрим, как обстоит дело в Выборге с граффити легальным и подпольным. Оговорюсь сразу – ни Жана-Мишеля Баския, ни Бэнкси в Выборге не обнаруживается. Ни искусства, ни яркого антиискусства – лишь бездарная мерзость. Несколько лет назад в отношении граффити муниципалитет взял на вооружение лозунг «не победить, так возглавить». В июне 2009 года под покровительством местной власти был устроен какой-то праздник на небольшом пустыре у дома Говинга. Частью игрищ стало появление гигантского рисунка во всю стену объекта культурного наследия. На вопрос к организаторам, как можно, нарушая закон, уродовать уникальную штукатурку, изготовленную из местных гранитов специально для этого здания, был ответ: «Нам разрешили!». В ту же ночь Крепостную, 11 сожгли.

Известнейший петербургский фотограф Андрей «Вилли» Усов во время прошлогоднего Выборгского кинофестиваля опубликовал снимок этого граффити, намалеванного на руинах памятника архитектуры. Не без горькой иронии работа была названа им «Окно в Европу».

С той поры стало «можно». Еще один легальный образец применения окрашивающих средств, это стена бывшего кинотеатра «Родина». Разрешителям и исполнителям явно кажется, что изобилие георгиевских лент, орденов, танков и самолетов искупает омерзительность появления этого ужаса на помойке в квартале от главной городской площади. Нет, не искупает и не оправдывает.

Однако вседозволенность заразительна. Совсем недавно довольно аккуратный забор вокруг гибнущего дома Говинга обогатился новыми визуальными кошмарами, содержащими правильные слова «Все за мир» и хэштег музея-заповедника #vyborgcastle.

На наших глазах Старый город стал превращаться в отвратительный трэш – каждый, у кого хватало денег на баллон с краской, внес свою лепту. И, кроме жутковато исполненного слова «rauha», на стенах и мусорных баках появились и другие слова. В частности, изготовленные трафаретной печатью предложения приобрести «миксы», опасные синтетические наркотики.

Там же неподалеку, на улице Сторожевой Башни, на руинированной части стены есть единственный образец граффити, каковой я считаю приемлемым и несущим именно ту смысловую нагрузку, которая присуща жанру. Я имею в виду слова «Стена плача», точно выражающие те чувства, которые эта часть городского ландшафта вызывает.

В центре Выборга происходит то же самое: как, например, появилось масштабное цветовое пятно на торце здания Мира, 3, выходящем на Московский проспект, ведь его изготовление парой часов не обошлось.

По программе «Безопасный Выборг», поддержанной провайдером «В-Интернет», город довольно густо усеян камерами наблюдения, но я ни разу не слышал, чтобы при их ли помощи, нарядами ли полиции, кто-то был задержан за подобный вандализм и наказан. Глубоко убежден, что наказание за надругательство над умирающим городом должно быть ужесточено, и первыми из призванных к ответу должны стать те, кто имел наглость давать разрешения на подобные художества.

Для спасения Певческого поля, изуродованного на прошлой неделе, необходимо в кратчайшие сроки отчистить камни его кладки. Если этого не сделать, от грязного пятна обязательно расползутся метастазы мерзости и безвкусицы…

Года полтора назад, когда город был загажен переживаниями неизвестного недоумка «Алиночка, я люблю тебя», один очень суровый человек собирался объявить награду за выдачу автора этих надписей – 25 тысяч рублей. Я отговорил его, понимая, что если этот влюбленный попадет в руки охотника на него, то любить Алиночку ему, скорее всего, расхочется. Теперь жалею, что отговорил. Если бы осквернители Певческого поля попались человеку, тренирующемуся там ежедневно, который и сообщил мне об акте варварства, я очень не позавидовал бы их судьбе.

Завершая публикацию, которая продиктована желанием разжечь нетерпимость к такому «творчеству», я призываю горожан не оставаться равнодушными: если вы стали очевидцами вандализма, не проходите мимо молча и безучастно.

За мир, единство, Алиночку, дурь…
Оцените статью
Выборгские ведомости
Добавить комментарий