Выборгские статуи словно сироты
Парк скульптур в Выборге, расположенный на пересечении Леншоссе и улиц Вокзальной, Акулова и Куйбышева, был открыт в 1988-м году. Тогда в нашем городе проходило уникальное для Выборга событие — скульптурный симпозиум- пленэр. Его комиссаром, иначе говоря, творческим руководителем, стал скульптор Виктор Димов, несколькими годами ранее переехавший в Выборг из Киргизии. На семинар приехали 10 скульпторов, членов Ленинградского отделения Союза художников РСФСР. До Выборга подобные творческие слёты в СССР проходили, в частности, в литовской Клайпеде и столице Киргизской ССР – Фрунзе.
Организационные хлопоты взяли на себя местные власти в лице исполкома городского совета народных депутатов. Оперативные вопросы решало производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства, которое возглавлял будущий многолетний директор городских теплосетей Анатолий Мануйлов.
Творческие работники собрались в Выборге не только для теоретических дискуссий. Согласно договору, они должны были изготовить по представленным эскизам скульптуры из гранита. Местом их установки и был выбран вышеупомянутый сквер.
ПЛЕНЭР С ПОЛЬЗОЙ ДЛЯ ГОРОДА
Его история довольно любопытна. Согласно историческим данным, до конца 1930-х годов земельный участок был застроен одно- и двухэтажными домами жилого и коммерческого назначения. Генеральным планом Выборга 1929 года предполагалась перепланировка участка с прокладкой через него улицы Мюллюмяенкату, части проектировавшейся широкой автомагистрали по направлению к Вокзальной площади, поэтому квартал и не застраивался многоэтажными зданиями. Но вмешалась Зимняя война, про реконструкцию пришлось забыть, а деревянные постройки вследствие военных действий были разрушены.
В этом сквере и разместили творения скульпторов. Мастера работали в каменногорском карьере, использовав серый гранит рапакиви из Возрождения. Также были задействованы площади переехавшего в промзону в Лазаревке бывшего завода «Электроинструмент» на Крепостной улице, а окончательная доводка некоторых скульптур проходила даже после их установки.
Итак, летом 1988 года в Выборг приехали скульпторы Салман Асламов, Анатолий Богачёв, Тарверди Гулиев, Юрий Евграфов, Станислав Задорожный, Евгений Марышев, Вячеслав Полозов, Лев Сморгон, Лёва Бейбутян и Николай Хромов. Тематикой скульптур, как писали эксперты, выбрали условные и обобщённые формы, представляющие собой образы труда, творчества, отдыха, а также литературных персонажей.
Статуи «Орфей», «Кузнец», «Коленопреклонённый» и «Отдых» создали, соответственно, скульпторы Евграфов, Задорожный, Марышев и Полозов. Автором «Поющего камня» стал Асламов, «Песни» — Гулиев, скульптор Богачёв представил на суд горожан фигуры «Улитана» и «Отдых у моря». Лев Сморгон воплотил в граните образ «Строителя», а комиссар семинара-пленэра и инициатор его проведения Виктор Димов создал, вероятно, одну из лучших своих работ — скульптуру «Волк». Помогали мастерам каменотёсы-гранитчики Михаил Сафонов и П.Чернов.
Ещё две фигуры нашли пристанище на набережной Большого Ковша («Мальчик с кошкой» Бейбутяна) и на территории санатория-профилактория Выборгского судозавода в Зимине («Волна» авторства Хромова).
«ОРФЕЙ»-ИНВАЛИД И ПРОПАВШИЙ «СТРОИТЕЛЬ»
С тех пор минуло более 30 лет. Что же мы видим? К сожалению, в отличие от Клайпеды и Бишкека (бывший Фрунзе), наш парк скульптур не стал ни городской достопримечательностью, ни объектом туристического притяжения. В Клайпеде парк объявлен памятником природы местного значения, принадлежит самоуправлению города, а уход за скульптурами находится в ведении Музея истории Малой Литвы.
В Дубовом парке Бишкека находится 90 скульптур, за которыми тщательно ухаживают, а посещение парка является непременным пунктом программы туристов, да и столичные жители часто сюда приходят. В нашем парке статуй почти в десять раз меньше, но и за ними должный уход не организован. Даже не ясно, кто отвечает за парк? Комбинат благоустройства? Отдел культуры? Недавно в парке проводили работы по ремонту освещения. А вот когда в последний раз уделяли внимание самим скульптурам, сказать сложно.
Возле димовского «Волка» несколько лет назад в землю встроили фонари. Задумка хороша: скульптура, находящаяся на небольшом возвышении в центре парка, будет видна и ночью. Но фонари уже сломаны, и ремонтировать их не торопятся. У скульптуры «Орфей» утрачена часть левой стопы. А статуя «Строителя» вообще пропала, будто её и не было! Эта работа известного советского и российский скульптора, живописца, графика, медальера, художника детской игрушки, писателя Льва Сморгона — составная, выполнена из трёх частей. Случалось, вандалы и раньше скидывали верхний фрагмент на землю.
Чтобы украсть скульптуру, нужна техника: на руках фигуру вряд ли унесёшь. Где «Строитель» сейчас – неизвестно.
Сын Виктора Димова, скульптор Павел Димов, полагает, что в парке можно было бы установить информационный щит со сведениями о семинаре, об истории создания скульптур. В идеале нужно разместить таблички с названиями статуй и данными автора у каждой фигуры. Многие ли из выборжан знают историю создания парка? Туристы же по привычке сразу после приезда в Выборг устремляются в замок. Ну, а для начала статуи нужно хотя бы подвергнуть пескоструйной очистке, которой они, вероятно, никогда и не знали.