Завышенные требования к буксировке танкеров в Приморском порту от компании-монополиста братьев Магомедовых и «Транснефти» приземляют «Роснефть» на 600 млн в год. В Новороссийске — на миллиарды. За ними Игорь Сечин, но Выборгский суд против.
На первом же заседании 24 апреля судья Выборгского городского суда Светлана Киселёва вынесла решение о прекращении судебного разбирательства по иску Ленинград-Финляндской транспортной прокуратуры к ООО «Приморский торговый порт»(«ПТП»). Третьими сторонами по делу были привлечены Федеральное агентство морского и речного транспорта Минтранса и компания «Роснефтефлот». Надзор требовал признать незаконным «Руководство по обработке судов на морском терминале, эксплуатируемом «ПТП». Документ был выпущен 1 ноября прошлого года и, возможно, стал одним из катализаторов ареста братьев-миллиардеров Зиявудина и Магомеда Магомедовых.
Новая инструкция серьёзно изменила порядок захода буксиров в Приморский порт. При этом, в отличие, например, от Большого порта Петербурга, в нефтеналивном порту Приморска буксировка является обязательным условием.
Документом были введены повышенные требования к длине швартовочных тросов и нагрузкам на них, палубному оборудованию и противопожарным средствам, количеству буксиров при швартовке, отшвартовке, экскортированию, суммарному тяговому усилию и ледоходному классу буксиров, а судоводители должны уметь обходиться без лоцмана.
Еще одним серьёзным ужесточением стало введение должности «мастера по швартовым и грузовым операциям». Она подразумевает подъем сотрудника терминала на борт судна вместе с лоцманом и контроль за процессом швартовки.
С руководством должен быть ознакомлен каждый капитан прибывающего судна. В случае неисполнения требований «ПТП» вольно запретить заход в порт. То же самое касается буксиров. Если проверка показывает несоответствие установленным «ПТП» техническим характеристикам, их работа может быть приостановлена. Отметим, что «ПТП» имеет статус естественной монополии и своим решением накладывает обязательства на неопределённый круг лиц.
По мнению транспортной прокуратуры, ООО «Приморский торговый порт» не имел права устанавливать подобные требования, поскольку не наделён властными, надзорными или контролирующими функциями.
… Руководство устанавливает значительное количество не предусмотренных законодательством обязательных к исполнению правил для хозяйствующих субъектов, имеющих лицензии на осуществление буксировки морских судов, накладывает необоснованные ограничения, …предусматривает завышенные требования к оборудованию и членам экипажа.
Основным доводом надзора является то, что Министерством транспорта по поручению правительства России уже установлены все необходимые требования в своде «Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах и на подходах к ним». В свою очередь, в каждом порту страны, с учётом географических, гидрометеорологических, технологических и навигационных особенностей разработаны «Обязательные постановления порта», утверждённые Минтрансом. Есть такие и в Приморске. Помимо этого деятельность портов регулируется Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации и международными нормами.
В части допуска на судно некого «мастера по швартовым и грузовым операциям» прокуратура и вовсе видит нарушение закона «О государственной границе Российской Федерации», поскольку допуск на борт осуществляется без разрешения таможни и пограничников. По правилам на судно до прибытия в порт может подниматься только лоцман. А капитан судна и вовсе обязан задержать нарушителя и сдать его по прибытии миграционной службе территориального отдела полиции.
Полномочия и ответственность мастера по швартовым операциям, характер его взаимоотношений с капитаном и лоцманом действующим законодательством не определены, что может привести к конфликтам и угрожает безопасности мореплавания, — считают транспортные прокуроры.
Отметим, что 19 марта Выборгский суд уже отказывал Ленинград-Финляндской транспортной прокуратуре в обеспечительных мерах. Надзор требовал до рассмотрения иска приостановить действие пресловутого «Руководства». Но суд посчитал, что это «поставит под угрозу нормальное функционирование ООО «Приморский торговый порт».
В Приморском порту работают в основном две буксирные компании. Первая — АО «СоюзФлотПорт», зарегистрированное на Кипре, которым на 99% владеет ООО «ПТП» (читай, «Транснефть»). Вторая, АО «Роснефтефлот», полностью подконтрольная ПАО «Роснефть». По данным СПАРК-Интерфакс, «СоюзФлотПорт» при обороте за 2016 год 2,3 млрд рублей показал прибыль 1,2 млрд. «Роснефтефлот» при обороте 6,1 млрд извлёк прибыль 1,6 млрд.
Анализ раздела руководства «Буксирное обеспечение, суда аварийного реагирования», проведённый надзором, показывает, что техническим характеристикам, установленным «ПТП», соответствуют буксиры «Миракс А», «Диракс», «Ирбис» и «Леопард». Оператором судов является ООО «Транснефть-Сервис», подконтрольная структурам «Транснефти». По данным на 22.00 23 апреля сервис Marinetraffic фиксировал нахождение в порту Приморска всех вышеуказанные буксиров. Ещё один — «РН Посейдон» — принадлежит «Роснефтефлоту».
В иске прокуратура кристально намекает на причины появления «Руководства».
ООО «Приморский торговый порт» не наделёно полномочиями, являясь оператором терминала, устанавливать требования к обеспечению безопасности. Руководство, в части введения дополнительных требований, в первую очередь, направлено на ограничение конкуренции и …на вытеснение с рынка буксирных компаний. …Создаются препятствия …в виде создания дискриминационных условий и препятствий доступу на рынок.
В начале февраля Управление ФАС по Ленинградской области возбудило производство по делу о нарушении антимонопольного законодательства по заявлению «Роснефтефлота».
В марте антимонопольщики сочли действия «ПТП» противоречащими нормам законодательства, «что привело к устранению конкуренции в акватории морского порта Приморск». Компании было выдано предписание устранить нарушение. Скажем сразу, «ПТП» его не выполнил и оспорил в суде. Ближайшее заседание состоится 17 мая.
Любопытно, что в материалах антимонопольного дела приводится мнение капитана порта ПриморскИгоря Золотых.
По его словам, положения «Руководства» либо дублируют, либо отменяют функции капитана порта и морского лоцмана, что нарушает Международный кодекс по охране судов и портовых средств. Под боем также «Положение о капитане морского порта». А применение на практике положений «руководства» может парализовать движение всех судов в акватории. При этом, в документе нет положений об ответственности «ПТП» за задержки и возможные убытки, понесённые судовладельцами.
10 ноября за подписью капитана порта вышло информационное письмо для всех заинтересованных лиц «О неприменении руководства «ПТП».
По мнению юристов «ПТП», претензии безосновательны, а «Руководство» направлено прежде всего на обеспечение безопасности.
Сам документ направлен на фактическую реализацию нормативных актов Российской Федерации. Так, нормами установлено минимальное количество буксиров, поэтому требования к увеличению их количества не являются нарушением. Дополнительные требования к буксирным тросам, оборудованию, средствам пожаротушения и ледокольному классу в «ПТП» называют необходимостью, которая вытекает из опыта эксплуатации терминала. Правовой базой для них коммерсанты называют технические регламенты, ведомственные строительные нормы и «Правила классификации и постройки морских судов».
По словам собеседников в УФАС, в процессе разбирательства «ПТП» указывал на то, что «Роснефтефлот» имеет возможность внести конструктивные изменения в свои буксиры. ФАС с такой постановкой не согласилась и сочла это перекладыванием финансовой нагрузки на плечи игроков рынка.
Взаимоотношения «ПТП» и буксирных компаний не впервые попадают в поле зрения УФАС. В ноябре прошлого года, ссылаясь на отсутствие свободных причалов, сильный ветер и высокие волны, оператор терминала отказал ООО «Балтийское морское буксирное агентство» в предоставлении свободных причалов. В результате была сорвана буксировка нефтяного танкера, принадлежащего крупному греческому холдингу. В ходе разбирательства выяснилось, что с погодой было всё в порядке.
Гендиректор ООО «Приморский торговый порт» Сергей Волынец к беседе был не предрасположен и отказался говорить о возможном ограничении конкуренции и финансовой ёмкости рынка буксирных услуг в порту.
Всё дело в безопасности, только в ней, — несколько раз заверил собеседник 47news.
В этом контексте в «ПТП» вспоминают навал греческого танкера «Дельта Пионер» на причальную стенку в конце 2016 года. Тогда у буксира оборвался трос. Ущерб был нанесён на сумму 27 млн долларов «Сколько они раз стучали по нашим причалам и не сосчитать. Что касается ФАС, то когда дело касается «Роснефти», ведомство ведёт себя, мягко говоря, странно», — отметил один из собеседников в топ-менеджменте «Транснефти».
Волынцу заочно ответил руководитель федерального учреждения «Администрация морских портов Балтийского моря» Петр Паринов.
Они просто нарушили нормы закона. Взяли и прописали свои условия. Все уже описано и предусмотрено. Это называется вольница. Наделили к тому же швартовщика функциями капитана. Если хотели внести изменения, нужно было делать это по регламенту, — возмущён Паринов.
Для понимания скажем, что изменения в «Обязательные постановления», определяющие правила подхода к причалам, вносятся после нескольких процедур. Лицензированными организациями проводятся исследования с математическим моделированием. Осуществляются проводки модели судна на тренажере. Затем проходят общественные слушания на сайте проектов нормативных актов. Финалом становится приказ Минтранса.
По данным «Роснефтефлота», которые компания предоставила в УФАС, с 1 января до момента рассмотрения дела за оказанием услуг к ней не обратился ни один агент, осуществляющий деятельность в порту Приморск. Объем потерь фирма оценила в 53 миллиона 300 тысяч рублей. Таким образом, блокада порта может обойтись в 639,6 млн рублей за год. Объём рынка буксировочного рынка в порту назвать затруднительно. Генеральный директор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов оценивает его в 4-5 млн долларов в год, но сам признаётся, что цифра очень условная. «Контракты заключаются на срок до пяти лет, что подразумевает значительные скидки», — как бы добавил ясности аналитик.
Точно такая же ситуация с буксировкой в Новороссийском торговом порту. Но обстановка ещё более накалённая из-за масштабов. По данным СПАРК-Интерфакс, прибыль предприятия в прошлом году составила 30 млрд рублей. В начале марта в Краснодарское УФАС поступило заявление АО «Роснефтефлот» на действия ПАО «НМТП». «По признакам злоупотребления доминированием, выразившимся в издании антиконкурентного «Руководства», возбуждено дело. …за навязывание контрагентам швартовных и экологических услуг при обслуживании судов в порту, «НМТП» выдано предупреждение», — сообщал ФАС России. Можно предположить, что речь идёт о буксирном рынке объёмом несколько миллиардов в год.
Владелец буксирной компании «Грифон» Анатолий Сакун, работающий в Большом порту, не видит возможности корректно оценить финансовую ёмкость буксирного рынка в порту Приморск.
«Если по сухим грузам оплата почасовая, то по нефтеналивным она рассчитывается от модуля: ширина, длина, высота, умноженные на оговоренный коэффициент», — объяснил Сакун, добавив, что на этом рынке всё очень индивидуально.
Это закрытый, договорной рынок. Это место не для ФАС, — категорично описал диспозицию дугой предприниматель, не пожелавший называть себя.
По словам управляющего партнера адвокатского бюро «Инмарин» Кирилла Маслова,споры о доступе к объектам портовой инфраструктуры не редкость.
Важно понять, что скрывается за конкретными требованиями владельца терминала — желание ограничить конкуренцию или действительные причины экономического либо технического характера. Но, абсолютно очевидно, что коммерческая организация не может подменять за собой государственное регулирование деятельности в порту, особенно когда речь идет об обеспечении гарантированного равного доступа на рынок.
Никто из участников этой истории не горит желанием общаться с журналистами. Генеральный директор ПАО «Новороссийский порт» Сергей Киреев был занят переговорами в Москве. Помощница сообщила, что передаст вопросы 47news. Секретарь гендиректора «Роснефтефлота» Олега Терещенко скептически отнеслась к просьбе 47news соединить с шефом. Капитан Приморского морского порта Игорь Золотыхна момент подготовки материала находился в командировке и не перезвонил. Гендиректор «СоюзФлотПорта» Владимир Казаков, по всей видимости, так и не вышел с совещания. В пресс-службе Федерального агентства морского и речного транспорта и вовсе сообщили, что ситуация сейчас настолько тонкая, что никаких заявлений делаться не будет в принципе.
На более глобальном уровне, и это не секрет, противостояние идёт между «Роснефтью» Игоря Сечина и «Транснефтью» Николая Токарева. О степени доверия между структурами говорит официальное заявление «Роснефти» на запрос РБК о переговорах по покупке «НМТП» у братьев Магомедовых.
Предварительно информацию о ведении таких переговоров «Роснефтью» определенно подтвердили в пресс-службе «Транснефти». …Мы обычно не комментируем провокации пресс-службы «Транснефти», но в данном случае считаем необходимым внести полную ясность. Мы с лицами, находящимися под следствием, которые, кстати, являются стратегическими партнёрами «Транснефти», не ведём и не собираемся вести никаких переговоров. «Транснефть», насколько известно, собиралась приобрести у группы «Сумма» актив по цене, в несколько раз превышающей его стоимость. Считаем, что «Транснефть» должна решать свои проблемы сама, но мы можем оказать ей помощь, если коллеги об этом попросят.
Напомним, что 30 марта, после ареста братьев Магомедовых, в офисе компании «Приморский торговый порт» в Приморске прошли масштабные обыски Интерес к активу проявляла и «Роснефть».
По мнению автора, сегодня ситуация напоминает вечный вопрос, кто сильнее: слон или кит. Конечно, слон сильнее на суше. Здесь он недавно растоптал министра Улюкаева. В воде же, говорят, «Транснефть» недавно утопила братьев Магомедовых. Посмотрим, что дальше будет в воздухе, то есть в судах. По информации 47news, в ближайшее время транспортная прокуратура собирается обжаловать решение Выборгского суда.