В Ленобласти началась масштабная война за дорожные контракты. Комитет госзаказа уже расставил мины в документации и заточил инструкции, а строители дали залп из жалоб. 47news внимательно осмотрел арсеналы и понял, что эта лотерея до ремонта дорог не доведет.
Второго июня комитет госзаказа правительства Ленобласти должен объявить — кто допущен до выполнения текущего ремонта дорог в регионе, а кто должен отойти в сторону. Шесть электронных аукционов были объявлены 10 мая, прием заявок окончен 29-го. Победители должны быть названы 5 июня.
Биться есть за что.
Разыгрывается выборочный ремонт дорог «общего пользования регионального значения» в Ломоносовском районе максимальной стоимостью 285,6 миллиона рублей. В первый этап входит ремонт дорог «Ропша – Оржицы» и «Ропша — Марьино». Во второй — «Форт Красная Горка — Коваши — Сосновый Бор» и «Петербург — Ручьи». На дороги в Гатчинском районе потратят 187,6 миллиона: «Стрельна — Кипень — Гатчина», «Подъезд к поселку Тайцы» и «Елизаветино — Скворицы». Работы во Всеволожском районе обойдутся в 86,6 миллиона. За эти деньги нужно отремонтировать дороги «Новая Пустошь-Невская Дубровка» и 900 метров пути «Петербург—Колтуши». В Приозерском районе стоимость работ составляет 167,3 миллиона. В них включены дороги «Орехово — Сосново — Кривко — Петяярви», «Торфяное — Отрадное — Заостровье» и «Петербург — Запорожское — Приозерск». В Выборгский районе победитель получит 162,5 миллиона за ремонт «Ушково — Гравийное», «Подъезд к Зеленогорску» и на «Рощинском шоссе». Совокупно речь идет о 803 миллионах рублей.
Заказчиком выступает государственное казенное учреждение «Ленавтодор». Объявляет и проводит аукционы комитет госзаказа правительства Ленобласти. Победитель должен выполнить работы в течение лета. Оплачивает дорожный банкет казна региона.
Но как стало известно 47news, 30 мая жалобы на три лота подала в УФАС по Петербургу и Ленобласти петербургская компания-тяжеловес «Возрождение». В 47-м регионе ранее не работала. Претендента не устроила конкурсная документация на ремонт в Гатчинском районе и двух лотов в Ломоносовском. Как не сложно предположить именно на эти аукционы и заявилось «Возрождение».
Отметим, что пока по жалобе не будет принято решение, контракт заключен быть не может. Но на процедуры отбора допущенных к участию и определение победителей наличие жалобы никак не влияет.
По данным «СПАРК-Интерфакс», в 2015 году АО «ПО «Возрождение» показало оборот 2,4 миллиарда рублей. Помимо контрактов в Петербурге, у компании есть опыт работы на строительстве дорог, мостов, тоннелей и эстакад в Таджикистане. Сумма контрактов там приближалась к миллиарду долларов. Имеет постоянное представительство в Афганистане. Ранее владелец компании Игорь Букато заявлял, что в качестве перспективных рынков рассматриваются Армения, Румыния, Чили и Алжир.
По данным 47news, «Возрождение» жалуется на необъективный характер описания объекта закупки. По словам собеседников в УФАС, первая и самая существенная претензия заключается в том, что к одному и тому же товару с одинаковым ГОСТом предъявляются различные требования. Например, в одной части заявки нужно указать показатель прочности, выраженный в точном числе, а в другой — нужно указать диапазон. Еще одна уловка, связанная с показателями, — это включение или не включение числа в люфт требований. К примеру, в одном месте он от 1 до 3, включая 3, а в другом не включая. Таким образом, инструкция по подготовке документов на участие в аукционе превращается в прогулку по минному полю без шансов. Если, конечно, не знать, где мины заложены.
«Есть, например, «битум дорожный жидкий», продублированный зачем-то более двадцати раз, но с вариациями. Требования к нему отличаются друг от друга, несмотря на то, что он используется в пределах одной климатической зоны. При этом такой материал соответствует ГОСТу 1982 года и в настоящее время практически не производится. Большинство дорожников используют для этих целей полимерные битумные эмульсии», — отметил один из коммерсантов, занятый в строительной сфере, который планировал участвовать в аукционе, но передумал.
По словам генерального директора «Возрождения» Сергея Новикова, подготовка заявки для участия в аукционах вызвала огромные затруднения. «Требования к содержанию первой части заявки изложены в документации в виде, сложном для понимания даже для профессионалов в дорожной сфере. Вместо расчета мобилизации, производственных и материальных ресурсов, необходимых для выполнения работ, наши специалисты были вынуждены работать над разгадыванием таких «ребусов», — рассказал Новиков, добавив, что в сравнении с другими регионами, где работает компания, «Ленавтодором» сделано все, чтобы усложнить абсолютно понятный процесс. «Три-четыре страницы заявки превращаются в документ из более чем ста страниц, увеличивая вероятность ошибки кого-либо из участников», — уверен Новиков.
Председатель комитета госзаказа Андрей Клементьев на вопросы 47news отреагировал нервно: “Мы считаем, что все законно. «Ленавтодор» ищет добросовестных исполнителей. Тем более, что техническое задание — это полностью компетенция заказчика, к ним и претензии».
— То есть если вам под видом требований принесут собрание сочинений Федора Достоевского, вы не обратите на это внимания? — пошутил 47news.
— Несите что хотите, — попрощался Клементьев.
Руководитель «Ленавтодора» Денис Седов разговаривать о нюансах составления документации с 47news наотрез отказался и бросил трубку. Его мнение нам передали опосредовано: «Жаловаться на условия дорожных аукционов могут все желающие. Для «Ленавтодора» главное, чтобы ремонт был сделан качественно. Этого мнения, я уверен, придерживаются и жители Ленобласти. А кто будет проводить ремонт трасс, уже второй вопрос. Опыт показал, к сожалению, что не все победители аукционов могут достойно выполнить условия контракта».
Ответственный в том числе и за дороги строительный вице-губернатор Михаил Москвин философски заметил, что в Ленобласти со всеми крупными лотами происходят подобные ситуации. «Документация сложная, в том числе и для того, чтобы серьезные компании заходили», — продублировал он мысль Седова.
— Так есть «заточка» под своих или нет? — ненавязчиво поинтересовался 47news.
— Не вижу никакой «заточки» и никаких своих. В области работают крупные компании, те же что и в Петербурге. Например, «Пилон», «АБЗ-Дорстрой», ВАД. Это как в присказке: хочешь выигрывать в лотерею — купи билет.
— Не боитесь, что с этими оспариваниями, жалобами и решениями ФАС до ремонта дорог лотерея может не дойти? — предположил 47news.
— Эти игры в кошки-мышки всегда были, без этого у нас никак, — усмехнулся Москвин.