Как ранее писала наша газета, попечительский совет музея «Выборгский замок», собиравшийся 13 мая, выработал всего одно решение, призванное, видимо, спасти разрушающийся историко-культурный объект федерального значения – открыть в замке православный храм, посвященный норвежскому королю Олафу Толстому.
Сообщение об этом вызвало острую дискуссию в социальных сетях. Абсолютное большинство участников диспута выразило отрицательное отношение к этому абсурдному решению.
О том, насколько характерно для средневекового шведского замка размещение в нем православной церкви, мы выяснили у старшего научного сотрудника музея Зинаиды Анатольевны Новоселовой.
Зинаида Анатольевна, посвятившая долгие годы своего труда истории замка, сообщила, что ей решение попечительского совета кажется совершенно неприемлемым – в замке никогда не было православной церкви. Более того, замок был построен шведами именно для обороны католической Европы от агрессивных восточных последователей византийского обряда.
Соревновательность церквей началась непосредственно вслед за постройкой замка в 1293 году. В грамоте шведского правительства, датируемой 1295 годом, есть сообщение об обращении карел, ранее принявших православие, в католиков: «…мы, жалея страдания этих несчастных и в целях распространения католической веры… …обратили их в христианскую веру…».
В этом же году на территории Выборгского замка открылся небольшой шведский приход. До первой половины XIV века жители Выборга, поселившиеся на берегу за пределами острова, пользовались замковой церковью. В середине же XIV века возник первый приход за пределами замка.
Однако вернемся в замок, в котором сначала существовала часовня (капелла), а позднее, с XVI века, церковь.
А. Хакман в своем труде «К вопросу об истории строительства Выборгского замка», приводит некоторые сведения о часовне: «В качестве часовни, предположительно, использовалось высокое помещение со звездчатым сводом, расположенное на втором этаже флигеля, обращенного в сторону города. Маленькая темная комната рядом служила, по-видимому, для хранения многочисленной и дорогой церковной утвари». Высота стен в часовне была более 4-х метров, ширина помещения равнялась 6,5 метра, длина – чуть более того. Единственное окно выходило во внутренний двор замка».
Есть у Хакмана и описание церкви, оборудованной в замке в 1567 году, располагавшейся в первом этаже двухэтажной постройки напротив входа в старый замок – католической, деревянной и очень скромной. Комментируя сообщение Хакмана, Зинаида Анатольевна специально отметила большую визуальную разницу между весьма лаконичным наполнением помещения, характерным для средневекового католичества и тем, насколько противоестественной для шведского замка будет эстетика современного православного храма. Зинаида Анатольевна также рассказала, как выглядят проекции помещений религиозного назначения в подобных замках, ставших музеями – это небольшое помещение, сохранившее точную и полную атрибутику часовни, свойственную своему историческому периоду – простой крест на стене, скамья и старинная Библия на скромном столике. Сверкающие золотом православные иконостасы в средневековом замке северо-западной Европы будут, разумеется, выглядеть вызывающим нонсенсом.
Возвращаясь к конфликту между католиками и последователями византийского обряда, стоит, видимо, подчеркнуть – первая католическая церковь Выборга, построенная за пределами замка в 1352 году, была сожжена новгородцами во время набега 1411 года: «…приихавши в Свейскую землю, села их повоевав и пожгоша, а Свеи многая иссекоша, а иных поимаша, а у города у Выборга охабен взен и пожьжгоша, месяца марта в 26, на сбор архангела Гаврила; и приихавши в Новъгород со множестовом полона».
Стоит ли, при таком прошлом двух ветвей христианства стремиться столбить в шведском замке знамя победы над инородцами путем организации там несвойственной ни времени, ни месту религиозной институции? Видится – нет.
По словам Владимира Цоя, предположительно должного занять место директора замка, с этими доводами согласна и руководитель областного комитета по культуре Кононенко, издавшая отрицательное заключение по проекту размещения православной церкви в Выборгском замке. С другой стороны – протоиерей Свято-Ильинской церкви Игорь (Аксенов), по сообщениям общавшихся с ним выборжан, считает вопрос об открытии храма в замке решенным положительно.
Представители музейного сообщества выражают недоумение самой идеей.
Справка:
Прославление Олафа в лике святых состоялось в Норвегии 3 августа 1031 году (память 29 июля) — в этот день епископ Гримкель с согласия конунга Свейна и «по решению всего народа» «объявил, что Олав конунг — святой» и перенёс его останки в церковь Св. Клемента, основанную еще Олавом в Нидаросе (Тронхейме). В 1164 году папой Александром III был причислен к лику святых и стал почитаться как покровитель Норвегии.
Святой Олаф является последним по времени западным святым (до Великой схизмы 1054 года), почитаемым также и на христианском Востоке (Святой благоверный Олаф II Харальдссон, король Норвегии креститель и просветитель норвежцев).
Опять начнем меряться: что круче, приведенное в тексте шведское «…мы, жалея страдания этих несчастных и в целях распространения католической веры… …обратили их в христианскую веру…», против решения князя Ярослава Всеволодовича «послав кристи множество Корел, мало не все люди»?
Что до предложения Олавгарда, то это никаких возражений не вызывает, как мне кажется.