Прощание с «Короленко»

Погорельца обещают убрать из акватории в ближайшее время.

Герои этой публикации – 79-летний выборжанин Виктор Иванов и 60-летний теплоход «Короленко». Виктор Николаевич волею судьбы сыграл свою роль в «жизни» плавучей гостиницы ещё во времена, когда она был теплоходом.

Напомню: знаменитый выборгский плавучий отель, пришвартованный у гостиницы «Дружба», много лет украшал «фасад» Большого ковша, «достраивая» силуэт в морском стиле. Однако хорошие времена прошли: владельцы отеля менялись один за другим, горе — предприниматели перестали платить за канализацию и спускали нечистоты в залив. А после пожара, случившегося этим летом в День ВМФ – в ночь на 31 июля, «Короленко» существенно нагадил в акваторию, выпустив из прохудившихся трюмов солярку, которая расползлась по поверхности воды вплоть до Выборгского замка.

В то время как администрация искала последнего владельца, топливо из него продолжало вытекать. Наконец, корабль переполнился водой и «уселся» на дно…

К кинофестивалю «Окно в Европу», чтобы не пугать киношную элиту, выборгские власти предприняли исчерпывающие меры: просто обмотали погорельца ярко-синей сеткой.

Однако примерно 10 дней назад, на предпоследней сессии совета депутатов, глава администрации Выборгского района Геннадий Орлов сообщил приятную новость: «Теплоход «Короленко уберут из акватории Большого ковша в течение недели, во всяком случае, его надводную часть. Подводную часть корабля пятому владельцу, который купил отель за тысячу рублей, предписано извлечь ее из акватории до марта 2018 года» (не до 18-го ли, случайно, чтобы не мешал всенародному волеизъявлению?)

Извлечь надводную часть не так сложно, а вот подводную, не повредив при этом набережную, будет нелегко, учитывая, что подрядчик планирует для осуществления подъема судна загнать на набережную 400-тонный кран. Думаете, выдержит?

Виктор Николаевич Иванов, о котором мы упоминали выше, с понятным интересом следит за судьбой останков бывшего теплохода, и вот почему…

Перегон пяти немецких трёхпалубников

Этим летом Виктор Иванов с болью в сердце пережил пожар на кораблике, в судьбе которого ему, 20-летнему курсанту Горьковского речного училища имени Кулибина, довелось участвовать.

«Короленко» вместе с ещё четырьмя трёхпалубными дизельными электроходами был построен в 1957-м году в гдэровском Ростоке. А уже в 1958-м Виктора Иванова вместе с ещё несколькими курсантами привлекли в состав перегонной команды ВОРП (Волжского речного пароходства) – принимать корабли у немцев в Калининграде.

— Я по профессии механик и мы как мотористы перегоняли эти суда. В Советском союзе таких не строили. Для своего времени они были суперсовременными, — рассказывает Виктор Николаевич. — Гребные винты приводились в движение электродвигателями, а дизели работали только на генераторы. Несмотря на то, что скорость у них была небольшая – примерно 25 км/час (на реках скорость определяется не в милях), они были очень маневренные, — продолжает Виктор Иванов. — Внутри стояли и паровые котлы. А в трубе был установлен утиль-котёл, через который проходили отработанные газы, нагревавшие воду. Все по-немецки рационально!

Пять теплоходов, которые перегоняли курсанты, были грузо-пассажирскими. На каждом из трёхэтажных корабликов было более 100 кают. Трюмы уже после иногда использовали для перевозки новобранцев до места службы – держали парней в заточении, чтобы не разбегались. Поскольку к лету 1958 года Волго-Балт ещё не был достроен, курсантам пришлось вести теплоходы по старой Мариинской системе, которую строил ещё Пётр Первый. И они столкнулись с непредвиденными трудностями.

— Старые шлюзы мало чем напоминают современные — с «навороченными» стенками, да статуями наверху. Мы увидели просто глубокую земляную траншею, из которой торчали сваи, заполняемую водой, практически вровень с землей. Собственно, по этой поверхности и шли суда, которые своими винтами захватывали воду, – и кораблик, словно по горбушке, перекатывался в следующий рукав… Впечатляюще! — припоминает Виктор Иванович. — Таким образом мы пропутешествовали до Череповца, где на Шексне, на «золотом» мосту, встали. Здесь на кораблях приходилось демонтировать верхнюю надстройку, поэтому и назывался он золотым – дорого обходилась людям проводка судов под ним! Мы не были исключением. Демонтаж, а затем монтаж надстройки занял почти месяц.

Теперь вы понимаете, почему это интересно сегодня? Владельцы плавучего «Короленко» долго не выводили загрязняющий акваторию теплоход из Большого ковша ещё и потому, что не пройти ему было ни под одним из мостов: ведь железнодорожный, через который его заводили в Выборг, после постройки дороги для «Аллегро» перестал быть разводным. А 20-летние курсанты справились с проводкой пяти кораблей за один месяц.

Но кто же будет думать об удобствах маневрирования и проводки судов в акватории, если на кону стоят интересы такой могущественной империи, как РЖД!

В середине лета 1959 года закончивший училище курсант приехал в Выборг к родителям. И вдруг – звонок: ребята, которые учились ниже курсом, пришли в Выборг с Волги на «Короленко», уже по Волго-Балту.

— В то время за границу не выпускали, а путешествовать люди хотели. Речные путешествия типа Москва-Астрахань были очень популярны. После этого случая я несколько лет не слышал о «Короленко». Но вот как-то корабль пришёл к нам туристическим рейсом из Санкт-Петербурга. Рейс был единственный, после него теплоход долго у нас не появлялся. Вероятно, с волжского пароходства его приписали к Северо-Западному речному, и он долго еще ходил на Ладогу, Валаам и по Беломорским туристическим маршрутам.

И вот примерно через 20 лет мой старый знакомец снова появляется в Выборге, но уже не как действующее судно, а как плавучая гостиница! Сначала пригнали железобетонный речной дебаркадер, на котором был ресторан, а после привели в Большой ковш и «Короленко». Провели его под разводным тогда еще железнодорожным мостом, рядом с которым он и закончил свои дни…

Как вытаскивать 60-летнего погорельца?

По словам Виктора Иванова, у кораблей типа «река-море» есть водонепроницаемые перегородки. Конкретно у «Короленко» их три: одна перегородка находится посередине и две – в корме и в носу – там, где форпик и ахтерпик.

— Кстати, у «Титаника» перегородок было семь, но они были высотой не до верхней палубы, поэтому «перетекли». А на «Короленко» перегородки «правильные» — до верхней палубы, — говорит мой собеседник. – Чтобы поднять судно с тремя перегородками, нужно учитывать, что вход в него находился посередине. Если добраться до большого люка, где находятся трапы, ведущие вниз, то проходы справа и слева нужно просто заварить металлическими листами, герметизировав таким образом верхнюю палубу. Потом откачать воду и закачать туда воздух. И смотреть, где «стравливает». Когда через отверстия выдавится вся вода, которой «нахлебался» теплоход, «Короленко» всплывёт. Осадка у него небольшая – всего-то три метра сорок сантиметров при полной загрузке, — говорит Виктор Иванович. — После нужно срезать всю надстройку и выводить судно из акватории. Затащить на какую-то мель и там разбирать. Процесс это долгий и мучительный, учитывая, что мы потратили месяц только на разбор верхней палубы и сборку обратно, — обращает внимание Виктор Николаевич. — Но есть и другие способы – более дорогостоящие. Например, завести под него понтоны с тросами, накачивать понтоны воздухом и поднимать. Это классический способ. В этом случае корму можно будет поднять, а вот носовую часть, скорее всего, поднять будет невозможно – она не всплывёт. Придётся резать её на месте.

Для чего мы разыскали старого механика? Уверена, что читателям будет интересно узнать об истории одной из бывших выборгских достопримечательностей и человеке, связанном с ней своей судьбой. Возможно, и администрация прислушается к советом бывалого механика, некогда уже проводившего теплоход под «маломерным» мостом и по недостроенным еще шлюзам. Несмотря на свой возраст, Виктор Иванов, в своё время принимавший корабли на выборгском судостроительном заводе, позже поработал и на стройке, а ещё 25 лет в «Водоканале», где прошёл путь от главного инженера до директора. В последние 10 лет он является начальником лаборатории по испытанию бетонных изделий в компании «Промбетон».

Оцените статью
Выборгские ведомости
Добавить комментарий

  1. Serh
    ВВ "Извлечь надводную часть не так сложно, а вот подводную, не повредив при этом набережную, будет нелегко, учитывая, что они собираются загонять на набержную 700-килограммовый кран".

    Ну 700 то кг набережная выдержит :)))

    Ответить