Пассажиры всех поездов вправе безвозмездно пользоваться туалетами на всех станциях. Такое решение принял Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Стоит вспомнить, что о туалетной проблеме железнодорожного вокзала «Выборгские ведомости» написали в октябре 2016 года, в № 40 «ВВ» была опубликована заметка «Ваш билет не в туалет!», где приводились аргументы железнодорожников, ссылаясь на которые они нарушали права пассажиров.
На сей раз административное дело против ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) было возбуждено по жалобе пассажирки Гарифуллиной. Приехав на Витебский вокзал пригородным поездом, она не смогла бесплатно воспользоваться туалетом. Хотя такое право прописано в утвержденных правительством РФ Правилах оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров. По факту выявленного нарушения управление Роспотребнадзора наложило на РЖД административный штраф в размере 20 тысяч рублей.
Не согласившаяся с санкциями компания обратилась в арбитражный суд. Юристы ведомства утверждали, что установленные правила не касаются пассажиров пригородных поездов, что заявительница имела билет только в один конец и к моменту обращения в туалет уже завершила поездку. Кроме того, РЖД отрицали вину в ситуации, так как сдали помещения санитарных комнат в аренду ЗАО «Торговый Комплекс Витебский Вокзал».
Служители Фемиды не приняли доводы железнодорожников. Ведь устав железнодорожного транспорта, федеральные правила и иные нормативно-правовые акты не разделяют пассажиров на категории в зависимости от вида перевозки (дальнего следования или пригородного сообщения) – все они без какого-либо исключения пользуются правами в равной степени и вне зависимости от приобретенного ими проездного документа. Также законодательство не дифференцирует понятия «пункт назначения», «прибытие в пункт назначения», «высадка пассажира из поезда».
Поэтому суд пришел к выводу, что сойдя с поезда на станции назначения и даже миновав пункт контроля проездных документов (турникет), пассажир не утрачивает своего статуса. Равно как и передача помещений в аренду не освобождает перевозчика от исполнения возложенной законодательством обязанности по обеспечению пассажиров правом бесплатного пользования туалетами. «Таким образом, ОАО «РЖД» не обеспечивает качественное обслуживание пассажиров, прибывающих на поездах пригородного сообщения, в части предоставления санитарно-гигиенических услуг на железнодорожном вокзале, что является нарушением», – заключил арбитражный суд, подтверждая законность и обоснованность наложенного штрафа, а также право пассажира с билетом пользоваться вокзальными «удобствами».