Выборгский порт меняет хозяина?


На днях, согласно сообщению в некоторых интернет-СМИ, Выборгский морской порт сменил владельца. Им, по неофициальной информации, является ООО «Акорт», ранее ставшее почти абсолютным собственником ещё двух обществ с ограниченной ответственностью — «Порт Выборгский» и «Портовое оборудование».

Ранее «ВВ» сообщали, что «Портовое оборудование», собственно, является хозяином производственных мощностей и территории порта, а ООО «Порт Выборгский» обеспечивает оперативное управление терминалом, но, вероятно, через некоторое время будет ликвидировано. Судя по данным из официальных источников, так и произошло: сейчас компания «Порт Выборгский» находится в стадии ликвидации.

Хитрая уловка?

Есть расхожая версия, что идея создания ООО «Портовое оборудование» и передачи туда активов из ООО «Порт Выборгский» принадлежит фактическому владельцу порта, последние несколько лет проживающему во Франции, Виталию Архангельскому. Суть идеи состоит в том, что у бизнесмена не сложились отношения с банком «Санкт-Петербург», когда-то являвшимся основным кредитором группы «Осло Марин», которая в середине 2000-х приобрела порт у Ерунаковской угольной компании. Структуры Архангельского остались должны банку, за которым, по слухам, стоит спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Как раз опасаясь её возможностей в России, Архангельский якобы и решил уехать за рубеж.

Если допустить, что создание двух вышеназванных ООО — лишь элемент деловой игры, можно предположить, что и появление на свет осенью 2013-го ООО «Акорт» является частью комбинации с целью обезопасить действующее производство от претензий банка «Санкт-Петербург». Сумма долга банку, хоть и сократилась, но по-прежнему остаётся внушительной — около 2 миллиардов рублей. Конечно, Выборгский порт нельзя сравнить с Усть-Лужским или хотя бы Высоцким, но терминал работает и показывает стабильные результаты, так почему бы банкирам через суд не обзавестись своим портом на границе?

Порт как яблоко раздора

Если говорить о производственных показателях, то за первый квартал нынешнего года порт перевалил свыше 340 тысяч тонн грузов, и это больше, чем за аналогичный период 2012-го и 2013 годов. «Конечно, долги давят, но вопрос в том, как их отдать — единовременно или последовательно. Представьте себе, что вы взяли кредит. Вашего заработка хватает, чтобы нормально питаться, одеваться, покупать необходимые вещи, но нельзя забывать о „теле“ кредита и о процентах по нему. Вы планируете, что отдадите долг, скажем, за три года, а кредитор требует, чтобы деньги отдали немедленно. Означает ли это, что вы — неблагонадёжный плательщик по кредиту? Так и в порту: есть прибыль, есть убыток, а объём чистой выручки никто оглашать не будет — это коммерческая тайна», — прокомментировал ситуацию собеседник корреспондента «ВВ».

Банк «Санкт-Петербург», конечно, имеет право требовать возврата долга, в том числе и в суде. Насколько известно, недавно арбитражный суд обратил расходы банка на суды с предпринимателем, находящемся в Англии, общим размером около 1 миллиона долларов на имущество Архангельского и его супруги Юлии в Санкт-Петербурге. Согласно решению суда, в собственность банка перейдёт 45 процентов ООО «Осло марин групп портс». Но от «Портового оборудования» и «Порта Выборгский» банкирам достанется лишь 0,1 процента. Если бы незадолго до суда « Портовое оборудование» не стало собственностью «Акорта», банкиры бы получили возможность существенно влиять на деятельность порта.

Но порт нужен и Виталию Архангельскому, ведь, по сути, это единственный действующий актив предпринимателя в России. Так что вышеизложенная версия вполне имеет право на существование. Сам Виталий Дмитриевич, отвечая на вопросы корреспондента «ВВ», заметил, что с удивлением узнал про изменения в порту, что пока не располагает конкретной информацией и не может что-либо комментировать без документов.

— Мои адвокаты написали несколько запросов в банк «Санкт-Петербург» на эту тему. В своих ответах банк отрицает, что они выиграли судебные процессы и говорят, что ничего про них не знают. Я полагаю, что данные инсинуации не имеют под собой никакой правовой основы, а являются очередной провокацией со стороны банка. Если будет установлен факт рейдерства с их стороны, то данный вопрос станет частью разбирательства в Лондоне в рамках идущего процесса. Выборгский порт стабильно и успешно работает и постоянно демонстрирует рост объёмов перевалки грузов, несмотря на галопирующую стагнацию и рецессию российской экономики, — обнадежил г-н Архангельский.

Добавим, что после приватизации Выборгский порт не раз менял хозяев. Предприятием владели структуры, занимающиеся производством чугуна, имеющие отношение к компании «Вимм-Билль-Данн», бизнесмены из Ерунаковской угольной компании. По слухам, определённый интерес к порту проявляли известные в России персоны, в частности, Иосиф Кобзон и Елена Батурина. «ВВ» следят за развитием ситуации.

Оцените статью
Выборгские ведомости
Добавить комментарий