Анатолий Шингарев: «Моя стихия – производство!»

Бывалый портовик рассказал, почему предпочёл Выборг Прибалтике.

Ветеран Выборгского порта Анатолий Шингарев протрудился на предприятии 40 лет. В 1970-м году молодой выпускник мореходного училища приехал по распределению в наш город. Позже, в начале 80-х годов, уже, будучи опытным портовиком, Анатолий Иванович заочно закончил Ленинградское высшее инженерное морское училище имени адмирала С. О. Макарова.

Баланс шёл на экспорт

Времена 49 лет назад были совсем другие: иные законы, другие люди, страна – другая. Если сейчас Прибалтика – заграница, то в 1970-м Латвия, Литва и Эстония были просто советскими республиками, географическое положение которых обусловливало наличие портов. В один из них и рассчитывал получить назначение вчерашний курсант, но приятель уговорил его поехать в Выборг. Так как Анатолий закончил училище с военной кафедрой, то по распределению предстояло отработать не три года, как в большинстве высших учебных заведений СССР, а пять лет.

За это время герой публикации не только узнал и полюбил Выборг, но и освоился в порту, женился, зарекомендовал себя грамотным специалистом, продвинулся по служебной лестнице, начав карьеру с должности стивидора. Скучать было некогда: работы хватало.

— Какие только грузы не проходили через порт! – вспоминает Анатолий Иванович. – Сталь, трубы, продукты. Баланса — больше всего. Отправляли его в Германию и Италию. Даже места не хватало для него на территории порта, приходилось складировать в лесном терминале, недалеко от транспортной проходной судостроительного завода.

Ледоколы «отменили» командировки

Обучаясь в мореходке, Анатолий Шингарев побывал на практике в разных гаванях, а вот в Выборге не довелось. Первые впечатления от местного порта были самые хорошие.

— Порт компактный, но как транспортная структура был востребован на полную мощность. В системе Балтийского морского пароходства занимал, как минимум, третье место после Ленинградского и Калининградского портов. И это с учётом того, что только зимой 1976-77 годов навигация в нашем порту стала круглогодичной, прежде ледовая проводка отсутствовала. Выборгские докеры ездили в командировки, как в ближние (Ленинград), так и в дальние (Баку, Магадан, Одесса, Новороссийск), — рассказывает Анатолий Иванович.

До середины 70-х, в период зимней навигации, когда докеры отправлялись в командировки, в порту оставалась одна укрупнённая бригада, которая трудилась только в дневную смену.

От Земли и до Луны

Выборгский порт сорок лет назад, если говорить о штатном расписании, уступал, пожалуй, только местным флагманам промышленности – судостроительному и приборостроительному заводам. В порту работало 1350 человек. В состав предприятия входили портофлот, крановая механизация, лоцманская служба, малая механизация, гаражное хозяйство и другие структуры. Свои буксиры, своя капитанская служба. Всё – своё!

Докеров из общего количества портовских работников насчитывалось около 350 человек. «Работа у них, конечно, была тяжёлая, в значительной степени – ручная, физическая, особенно при перевалке баланса. Но и зарабатывали они неплохо», — свидетельствует Анатолий Шингарев.

После пяти лет работы в Выборгском порту Анатолий Иванович как-то позабыл о Прибалтике. И работа интересная, и заработки устраивали, и к городу привык. Предприятие выделило место в довольно приличном общежитии, которое находилось в центре города, на улице Северной, 8. Кроме него, портовики могли временно разместиться на плавбазе, стоявшей у Крепостного моста.

— Город тогда был очень чистый, весь в зелени. Продовольственное снабжение на приличном уровне, что по тем временам представлялось немаловажным. Да и местная пищевая промышленность работала хорошо: молокозавод, мясокомбинат, пивзавод, кондитерская фабрика. Возможно, изобилия не наблюдалось, но и проблем не возникало. В 1974-м году я женился, так что куда-то переезжать уже не хотелось, — говорит Анатолий Иванович.

Так как супруга жила и работала в городе на Неве, то после почти каждой смены портовику приходилось отправляться в Ленинград. С юмором ветеран замечает, что до начала 80-х годов, когда семье предоставили квартиру в Выборге, он, наверное, наездил на электричке расстояние до Луны и обратно.

Выборные времена

Служебная карьера у Анатолия Ивановича складывалась удачно. Начал Анатолий Иванович, как уже было сказано, рядовым стивидором, затем стал старшим, после — диспетчером, поработал помощником начальника порта по охране труда. В те годы работа на управленческих производственных должностях подразумевала наличие партийного билета, поэтому Анатолий Шингарев вступил в ряды КПСС, а в середине 80-х годов возглавил партийный комитет порта. Должность была освобождённой, но новый партийный лидер портовиков не воспринимал назначение как некую синекуру.

— Я не считал работу в парткоме исключительно как идеологическую. В любом случае был неразрывно связан с портовиками, с производством. Это было очень интересное время: перестройка, гласность, демократизация общества; в стране как раз начали избирать руководителей предприятий. Первым избранным начальником Выборгского порта стал Павел Николаевич Белоруков. Его главным конкурентом являлся Антанас Юозович Зенкевичюс. Парторганизация порта была довольно крупной (370 человек), в каждой структуре действовала партийная ячейка, так что общаться приходилось со многими, — объясняет принцип своего партийного руководства Анатолий Иванович.

Становление Высоцка

Претензий к работе Анатолия Шингарева, как секретаря парткома, не предъявлялось. Но сам он признаётся, что идеология, в отличие от производства, не его стихия. Потому в конце 80-х годов охотно принял предложение возглавить третий грузовой район в Высоцке, впоследствии преобразовавшийся в самостоятельный порт. Впоследствии Анатолий Иванович стал первым заместителем генерального директора Высоцкого порта по эксплуатации.

Тогдашнего гендиректора Высоцкого порта Александра Пермякова Анатолий Иванович оценивает очень высоко. Александр Васильевич вкладывал много сил и средств в развитие порта, в обновление техники, строительство складов, улучшение условий труда. Сегодняшнее стабильное экономическое положение Высоцкого порта во многом обусловлено грамотной организационной политикой его первых руководителей.

Мои года – моё богатство

За эти годы изменился имущественный и правовой статус морских портов в стране, были образованы частные компании по каждому из направлений портовой деятельности, изменения затронули структуру портовых властей, образован Росморпорт. Но какие бы экономические, хозяйственные преобразования не происходили в стране, Анатолий Шингарев уверен: порт был, есть и будет всегда.

Анатолий Иванович не сомневается в перспективах Выборгского порта, а если бы удалось отремонтировать выведенные из эксплуатации причалы, по мнению Анатолия Шингарева, предприятие постепенно вышло бы на рубеж в два с половиной-три миллиона тонн. Здесь многое зависит от государства.

Ветеран производства и сейчас продолжает сотрудничать со ставшим родным предприятием, работая в агентской компании, курирующей угольные перевозки. Многолетний профессиональный опыт Анатолия Ивановича позволяет под другим углом взглянуть на историю порта, помочь в оценке сегодняшнего дня, важен как пример для сегодняшних портовиков, для тех, кто только планирует связать свою трудовую деятельность с морским портом Выборг.

Оцените статью
Выборгские ведомости
Добавить комментарий