Два года подряд привозивший в Выборг, в главный игровой конкурс «Окна в Европу», полнометражное кино Арсений Гончуков в этом году принимал активное участие в работе жюри этого конкурса. Вплоть до середины программы у режиссёра не было фильма-фаворита, однако после просмотра отдельных работ мастер драмы определился.
Интересно, что в день открытия кинофестиваля, 6 августа, произошло знаковое для режиссёра событие — его фильм «Сын» вышел в мировой телевизионный прокат. В отличие от взявшего множество призов «Сына», драма «Последняя ночь», которая участвовала в конкурсе «Окна-2015», жюри отмечена не была.
На этот кинофестиваль режиссёр новое кино не привёз: Арсений признаётся, что в какой-то момент принял решение временно не снимать полнометражные ленты.
— У меня есть сценарий, это достаточно жёсткая история, более динамичная, чем мои предыдущие работы. В главных ролях – две женщины, что тоже мне не свойственно. Мы уже созвали команду и начали снимать, но в какой-то момент я почувствовал большую усталость, поскольку снова нужно было аккумулировать средства: инвесторы, на которых я надеялся, нас не поддержали, и мы отложили проект, — делится подробностями режиссёр. – И когда меня спрашивают: «Арсений, где же твой фильм? Почему же ты в жюри, а не с фильмом?», приходится объяснять, что я устал и разочарован судьбой нашего авторского кино, оно у нас практически не выходит в прокат. И в этом драма и беда: даже если оно выходит в прокат — себя не окупает. «Сын» показывали и по телевидению, и в кинотеатрах, но денег мы не заработали. А у «Последней ночи» проката вообще не было. И в какой-то момент я осознал, что авторское кино – фестивальная история. Поэтому зарабатывать приходится по-разному: я пишу сценарии, занимаюсь монтажом, берусь за всё, что угодно, вплоть до копирайтинга, PR и маркетинга. Кроме того, вот уже полгода, как я ушёл в сеть и активно работаю над своим интернет-проектом «Район тьмы». Это первый в России веб-сериал. Формат используется и процветает во всём мире — в Китае, в Америке, в Англии. При этом везде своеобразный, богатый контент, — рассказывает Арсений.
Интересно, что на фестивале никто о новом проекте москвича не слышал, хотя у нового детища Гончукова есть свой сайт; а у семи серий, которые легко найти на ютубе, миллионы просмотров. И, несмотря на то, что «Район тьмы» денег пока тоже не приносит, из всех своих проектов режиссёр считает его наиболее коммерчески перспективным.
— Это более динамичное кино. В отличие от моих картин, оно более зрительское и более жанровое: триллер, мистика, детектив, криминал. Хотя… в основе нашего сериала всё-таки драма. Супер-героев, которые справляются со всеми бедами мира, у нас нет. Но есть герои, которые каким-то образом выходят из сложившихся ситуаций. Уже вышло семь серий, в сентябре будет восьмая. Думаю, до конца года мы выпустим первый сезон – 12 серий. Каждая — отдельная история, однако есть и пересекающиеся персонажи… Одна из серий называется «Коллектор», другая о том, как полицейский расстреливает на детской площадке подгулявших граждан, следующая — про личные взаимоотношения, одна из серий об извращенце-прокуроре. То, что мы делаем — послезавтра нашего кино. Ведь скоро наступит время, когда кино окончательно придёт в Интернет, будет полное разнообразие жанров, отсутствие цензуры. И мне бы хотелось, чтобы мы, как первопроходцы, как-то раскачали эту тему и за нами бы пошли другие. При этом я не отставляю надежды запустить полный метр, но пока нет денег. Вы понимаете, есть большая разница, когда ты снимаешь кино два года, и его транслируют в одном кинотеатре, или же заливаешь фильм на U-TUBE и через некоторое время обнаруживаешь, что у тебя 40 тысяч просмотров.
Возвращаясь к игровой программе, хочется процитировать высказывания Арсения Гончукова о работах, получивших главные призы.
Гран-при: «Его дочь», режиссёр Татьяна Эверстова: «Глубокая, медитативная, нежная и сильная картина. Истинная кинематография. Тонкое и удивительное кино, которое возвышает, делает тебя светлее, заставляет плакать от нежности и раздумий о сокровенном. Редкому начинающему автору удается сделать личное универсальным».
Приз за операторскую работу: «Дизлайк», режиссёр Павел Руминов – «Мне жесточайше понравился этот слэшер Руминова. Фильм стремительный, с крутым монтажом, закрученным лихим сюжетом и неожиданной развязкой. Юмор, стеб, отличная идея в фундаменте. И свежо».
Приз за лучший сценарий: «Суперплохие» — крепкое, динамичное жанровое кино. Я с самого начала настаивал, что Дмитрий Суворов, сделавший фильм почти «в одну будку», крут».
Приз лучшему актёру: «Прикосновение ветра» — фильм нежный, атмосферный, ненавязчивый, будто баюкающий зрителя, без пафоса, без претенциозности: он входит в тебя и остается. А у Юли Ауг (главная роль), которая уже давно заметна и знаменита, ни тени гордыни: она проста, свободна, естественна, и в фильме она — сама природа. Правда, этот фильм, выпущенный из добрых, искренних, теплых рук странно сделан, его бы вообще целиком переделать, там море неправильностей и странных решений, но у этого фильма есть душа. А это — очень много»