Когда работа и жизнь интересны

Наш земляк Андрей Глущенко, в культурном сообществе известный как Bionig, рассказал о том, как можно жить свое удовольствие

В Выборге и далеко за его пределами Андрея знают как музыканта, композитора, художника. Он участник многих культурных проектов – под его музыку в свое время открывалась библиотека на Рубежной и медитировала публика крупных международных музыкальных фестивалей, его графика украшает стены нескольких квартир в нашем городе и кожу некоторых его жителей. А нынче он успешно работает над дизайном обложек виниловых пластинок в Берлине и зимует в индийском Гоа. В родном городе он теперь не частый гость, но 19 ноября оказался здесь, приняв участие в музыкальном проекте возрождающегося клуба «Фарватер», встав за вертушки диджейского пульта в зале «КинZа-hall».

Пользуясь случаем, я попросил Андрея рассказать, складывается его жизнь «вне Выборга».

— Я занимаюсь искусством, которое мне нравится, и обязан этому, прежде всего, выборгской «художке», в которой учился до 2000 года. Сначала у Ксении Михайловны Дашковой, потом у Аллы Александровны Артюхиной. Там я обрел не только знание академических основ изобразительного искусства, школа сделала для меня много больше – научила получать удовольствие от своего труда. «Художка» дала не только навыки владения кистью и карандашом, но и понимание искусства как такового.

— Ты не стал продолжать образование. Не пошел учиться искусству дальше. Почему?

— Леонид Иванович Бондарик настаивал на том, что мне нужно продолжить. Предлагал написать рекомендацию в престижное учебное заведение. Но я, честно говоря, к окончанию школы устал (семь лет подряд учиться в двух школах тяжело), мне хотелось больше свободы. Во всех смыслах. «Художка» учила меня академическому искусству, ко времени ее окончания мне стало интересным обратиться к другому. Графика для меня главное – и я погрузился в изучение современной японской графики с ее гипердетализацией, еще — стилистики классического американского комикса и киберпанка. Я люблю фантастику с ее бесконечной вариативностью сюжетов, и выбранная манера графики позволяла мне рассказывать свои истории, происходящие в невероятных мирах.

— И тут в твоей жизни появилась музыка?

— Музыка всегда была в моей жизни. Но, действительно, к этому времени я освоил диджеинг и начал писать свои композиции, что привело меня в клуб «Фарватер». Этот клуб, в определенном смысле, стал для меня продолжением «художки» — сообщество, где практически все его члены занимались творчеством. Тот же синтез искусств – создание музыки, декора интерьеров к различным проектам, дизайн афиш. Рос круг общения, и я с равным удовольствие участвовал в совместных проектах с Сергеем Гасановым, играющим классическую индийскую музыку, и с радикальными электронщиками.

— Музыка не отодвинула тебя от изобразительного искусства?

— Нет, конечно! Меня все больше захватывала возможность объединения визуальных и звуковых образов. И моя первая индивидуальная выставка графики, кстати, прошла в «Фарватере». Очень дорожу своим участием в культурной акции «Индустрия», показавшей высокий потенциал современного искусства Выборга. Она была организована в творческом пространстве «UNO» на территории «Выборгхостела» — авторами работ, по большей части, были члены сообщества, объединенного «Фарватером». Впоследствии, когда «Фарватер» закрылся (а это большая потеря для города), я переехал в Петербург, где у меня были две выставки. Еще я выставлялся в Берлине и украинском Днепропетровске.

— Как ты в Берлине оказался?

— В 2010 году я отправил несколько своих работ хозяину берлинского лейбла Project: Mooncircle, производящего пластинки независимой музыки. Ему понравилось, и он пригласил меня к сотрудничеству. Первой моей работой там стало оформление пластинки «The unseen trap» американо-британского дуэта Lewis Parker featuring John Robinson. Позже я работал и с другими германскими лейблами, как VinDig recordings, Sichtexot, Switchstance Recordings, с российским Free Crates, делал дизайн обложек для американских, британских, немецких, японских, российских и украинских музыкантов. По случаю 10-летнего юбилей лейбла Project: Mooncircle состоялась выставка работавших там художников, приехали многие музыканты, издававшиеся этой компанией. На выставке экспонировались и мои работы.

— И куда это все тебя привело?

— В Гоа, конечно! И это было неминуемо. Этот индийский штат с начала 70-х тянет к себе тех, кто занимается творчеством не для того, чтобы превратить его в машину для зарабатывания денег, а для удовольствия самореализации. Под теплым солнцем Индии, на берегу Аравийского моря, отлично сочетаются отдых в компании единомышленников и плодотворный труд в искусстве. Там, среди друзей, я сделал свой первый анимационный клип «Timeout» для австрийцев, расписывал граффити стены домов, совершенствовался в древнем искусстве татуировки. И еще – продолжал писать музыку и играть ее.

— По Выборгу не скучаешь?

— Я скучаю по тому Выборгу, каким он был. Во всех смыслах – в архитектурном, культурном, событийном. Сегодня то, чем город гордился, превратилось в руины. Мне странно, что Леонид Иванович Бондарик больше не директор художественной школы. По моему глубокому убеждению, город и страна должны были приложить все старания для того, чтобы каждая секунда его времени была потрачена на то, чем он занимался почти 50 лет – руководству им созданной школой, которой обязан не я один, а еще сотни учеников.

С закрытием «Фарватера» и «Кочегарки» творческой клубной жизни в Выборге не стало. Ее сменили танцы в баре под коммерческую музыку, а это совсем другое.

В Выборге больше нет площадок для реализации самостоятельных творческих проектов. Отъезд из современного Выборга — вынужденная мера. Я уехал не один, многие из тех, кого раньше видели на городских улицах с мольбертом, за диджейскими пультами здешних клубов, с гитарами на местных сценах, сейчас в том же Петербурге, в Берлине и Гоа. Они могли бы ездить в эти места и отсюда, представляя город в культурных проектах, если бы Выборг дал им хоть немножко места для самореализации, но этого не произошло.

Я надеюсь, что это когда-нибудь изменится. В сегодняшнем открытом мире нет ничего удивительного в том, что человек живет в одной стране, работает в другой, а отдыхает в третьей. Можно жить в крошечном швейцарском городке, работать в Японии и вдохновляться в Марокко – это нормально. Не нормально, когда люди бегут из своего города потому, что он превращается в пустыню без видимых к тому причин.

— Традиционный вопрос: каковы творческие планы?

— Через неделю улетаю в Индию. Друзья уже сняли на всех большой и удобный дом. Буду заниматься тем же, чем и все эти годы – рисовать, писать и играть музыку. Постараюсь глубже изучить анимационное кино – мне интересно продолжить свои опыты в этом жанре. Продолжу работу над большим фантастическим проектом, уже начатым. Это будет толстая книга-комикс с прилагающимся к ней CD. Тех, кто интересуется моими графическими работами, приглашаю заходить на официальную страницу ВКонтакте моего проекта Bioniq Laboratory.

Оцените статью
Выборгские ведомости
Добавить комментарий