Павел Белоруков: «Воздушные замки не строил. Потому и выбрали начальником»

Ветеран Выборгского порта вспомнил особенности работы предприятия в перестроечные годы.

Павел Николаевич Белоруков вошёл в историю Выборгского морского порта тем, что стал первым, образно говоря, народным руководителем предприятия. В эпоху гласности и ускорения перестройки в СССР распространилась мода на демократические выборы руководителей, когда их не назначали сверху, а выбирали снизу – непосредственно в трудовом коллективе. В стране первым выборным директором стал Виктор Боссарт, возглавивший автозавод РАФ в Елгаве. А Белоруков повторил его опыт в Выборге.

Портовскую карьеру, оказавшуюся долгой и успешной, Павел Белоруков начинал в далёком 1969 году. За год до того учащийся Ленинградской мореходки впервые побывал в Выборге и буквально влюбился в город.

Место работы выбрал осознанно

— В Ленинград я приехал после 8 классов из Архангельской области, где жил до 15 лет. Поступил в среднее мореходное училище. В 1969 году отправился по распределению в Выборг. А за год то того вместе с сокурсником оказался здесь в первый раз: приехал посмотреть город, погулять. У приятеля в Выборге жили невеста и тётка. Город понравился, очень хотел здесь работать после училища, хотя учился неплохо, мог получить направление куда угодно. При распределении учли моё желание.

В наш город Павел прибыл в компании троих приятелей – выпускников той же мореходки. «Работали стивидорами, год прожили на плавбазе «Балтия», стоявшей у Крепостного моста. Потом перевели в общежитие на Северной, 8. Один сокурсник, отработав положенные три года, вернулся в Ленинград. А мы остались. К сожалению, эти двое моих товарищей уже ушли из жизни», — вздыхает Павел Николаевич.

Трудился, где был нужен

Энергия и работоспособность молодого специалиста не остались незамеченными. Через пару лет Белоруков перешёл в диспетчерскую службу порта. Ещё через несколько лет освободилось место заместителя начальника грузового района, и Павлу Николаевичу предложили эту вакансию. Начальником района работал Вячеслав Качановский, опытный портовик, прежде возглавлявший предприятие.

Через два года вернулся прежний специалист, и Павлу Николаевичу пришлось возвратиться в диспетчерскую службу, но едва он успел освоиться, как руководство снова сочло необходимым вернуть его в замы. С одной стороны, такие кадровые перемещения могут раздражать, с другой, принцип «раз надо, значит, надо» никто не отменял. Логично, что со временем зам.начальника грузового района Белоруков стал начальником.

«Золотое» время

70-е годы, по мнению многих ветеранов порта, стали самым интенсивным периодом развития предприятия. Согласен с этой точкой зрения и наш герой.

— Порт перерабатывал значительные объёмы грузов, лесных, прежде всего. До полутора миллионов кубометров древесины переваливали в год, из этого количества – около 500 тысяч тонн – баланс, остальное – берёза, пиловочник… Шло и продовольствие: сахар, картошка, фрукты. Когда работали на ленинградскую дамбу, порт перегружал много щебня, прочих строительных грузов. В порту работала 21 бригада докеров, по 12-13 человек в каждой. После укрупнения образовались 4 бригады по 40 человек, перешли на сменную работу по 12 часов. Два миллиона, три миллиона тонн грузов в год – эти объёмы для порта тогда, в 70-х-начале 80-х, можно сказать, были привычными показателями, — рассказывает Павел Николаевич.

Проблемным вопросом оставалась механизация. Погрузчики применялись отечественные: мощные, надёжные, но уж очень большие. Первые «Тойоты» появились в 80-х годах, позже через Балтийское морское пароходство удалось приобрести пять шведских «Кальмаров».

Без диплома — никуда

В 1979 году Павел решил продолжить образование и поступил в Ленинградское высшее инженерное морское училище имени адмирала С. О. Макарова. Павел Николаевич прекрасно понимал, что без высшего образования, даже при наличии партбилета, в лучшем случае так и останется начальником района. Хотя признаётся, что огромного желания садиться на студенческую скамью, пусть и заочную, не испытывал, помня о том, что год назад при поступлении в «макаровку» «срезался» на физике. Но начальник порта Юрий Костерин убедил отбросить сомнения и повторить попытку.

— Всё сдал, включая физику, хотя попался тот же преподаватель, который меня завалил годом ранее. Я вспомнил это на экзамене, он улыбнулся: «Что было год назад, не считается». В 1985 году закончил вуз. Через год меня назначили заместителем начальника порта, — рассказывает ветеран.

Красивой жизни не обещал, работу гарантировал

В 1988 году в Выборгском порту вершилась история: первые выборы начальника, руководителя коллектива! Свои кандидатуры, кроме Павла Белорукова, выставили Николай Барабаш, Ростислав Кузнецов и Антанас Зенкевичюс. Все – опытные работники, уважаемые люди. Портовики большинством голосов проголосовали за Белорукова. Почему? Он обещал больше конкурентов, убедительнее их выступал?

— Точно ничего не обещал, воздушных замков не строил, — отвечает Павел Николаевич. – Вообще-то я человек спокойный, но, конечно, перед выборами волновался. Много помогала супруга, сказала: «Выберут, не выберут – какая разница?» Что твёрдо гарантировал в своей предвыборной программе, так это стабильную работу и твёрдую зарплату. Ведь ситуация тогда была непростая: перестройка сказалась на привычных экономических отношениях: снизилось количество судозаходов, сократились объёмы переработки.

Многое зависело от личных факторов. У меня, например, были хорошие отношения с Северо-Западным речным пароходством. Помню, потребовалось доставить из Ленинграда контейнерный груз для Высоцка. Срок доставки – три дня. В Балтийском морском пароходстве сомневались, что мы справимся. Но из БМП я сразу заехал в СЗРП, объяснил ситуацию, мне выделили судно «Волго-Балт». Задачу выполнили в срок.

Большинство докеров знал в лицо

С какими трудностями столкнулся новый начальник порта? С теми же, как и руководители большинства советских производственных предприятий того времени, независимо от их вида деятельности. Рынок оказался вовсе не так привлекателен, как представлялось. Балтийское морское пароходство постепенно отходило от руководства портами, в финансовом отношении это даже стало выгоднее, ведь прежде заработанными деньгами в значительной степени распоряжались в БМП.

Но при этом всё резко подорожало, увеличились тарифы, которые исчислялись не в рублях, а в долларах. Рушились годами наработанные партнёрские связи. Порт – предприятие зависимое, если возникают трудности, допустим, в строительной сфере, это тут же сказывается на жизнедеятельности терминала.

— Производство я освоил хорошо, здесь проблем не было. Можно сказать, изучил систему жизнедеятельности порта снизу доверху, ведь по молодости мы, стивидоры, официально подрабатывали в бригадах докеров. Я, как стивидор, получал 90-100 рублей, как начальник района имел оклад 135 рублей. Докеры меньше 300-т не зарабатывали.

Большинство докеров знал в лицо, многих – по имени-отчеству. Да и не только докеров: слесари, сотрудники портофлота, тальманы, стивидоры… Когда я был начальником порта, штат предприятия насчитывал 1.360 человек! В конце 80-х резко упали объёмы грузопереработки, что сказалось на зарплате. Конечно, люди понимали, что проблемы носят не локальный, а общенациональный характер, но ведь начальник порта ближе, чем руководство страны, к нему проще предъявить претензии.

Приходилось принимать непопулярные решения, сокращать штаты. Однако я всегда был открыт для общения, не ограничивался встречами в официальные приёмные дни, почти ежедневно находился в подразделениях порта, разговаривал с работниками, — объясняет свой принцип руководящей работы Павел Николаевич.

Ушёл не по своей воле

В 1990-м году нашла коса на камень. Нужно заметить, что хотя начальника порта и избрал трудовой коллектив, но утверждали результаты народного волеизъявления в том же БМП, которое не торопилось отпускать руль из рук. Это произошло позже, в силу естественных причин. А в 1990-м году Павлу Белорукову, невзирая на стабильную работу предприятия и выполнение плана, что в период экономических потрясений было совсем не просто, настоятельно рекомендовали покинуть кресло начальника порта, взамен предложив должность заместителя. Павел Николаевич не стал спорить.

Хотя ситуация возникла курьёзная. Мода на выборы сохранялась, на должность начальника порта свою кандидатуру предложил Владимир Зданевич, иногородний выдвиженец. Но без конкурента было нельзя, безальтернативные выборы не приветствовались. И оппонентом Владимира Сергеевича стал…Павел Николаевич, который уступил сопернику только три голоса. В противном случае руководству пароходства пришлось бы смириться с результатами голосования.

Порт в Усть-Луге рос на глазах

Павел Белоруков продолжил работу в должности зам.начальника. Именно через него новый руководитель порта Зданевич предпочитал общаться с подчинёнными. Замом оставался Павел Николаевич и при Геннадии Веретенникове, вернувшемся в порт после работы в горисполкоме. Затем ветеран трудился на родном предприятии на других должностях. В 2001 году федеральный Минтранс предложил Белорукову работу в Морской администрации портов Выборг, Высоцк и Усть-Луга. Последний порт, в который приходилось ездить два-три раза в неделю, рост и развивался в буквальном смысле на глазах Павла Николаевича.

Но, конечно, Выборгский порт, ставший родным, для ветерана – ближе всего. Это как первая любовь, чистая и единственная.

Оцените статью
Выборгские ведомости
Добавить комментарий