Академик киноакадемии «Ника» Сергей Шолохов вот уже много лет освещает выборгский кинофестиваль «Окно в Европу», вот и в этом году он провёл у нас неделю с редакционным заданием.
Для одного из крупных медиа-холдингов — 1 канала – Сергей Леонидович делает сюжеты о кинофестивалях класса «люкс»: так, находясь в Выборге, кинокритик продолжал готовить материалы с венецианского кинофорума; для другого — издательского дома «Аргументы недели», кроме освещения высококлассных международных, пишет об отечественных кинофорумах: «Кинотавре», «ММКФ» и «Окне в Европу».
— В первую очередь меня интересует главный игровой конкурс – это фильмы, которые являются всероссийскими премьерами и которые пойдут в прокат. Ещё, по возможности, смотрю то, что не видел, — рассказывает Сергей Шолохов в перерыве между показами. – Мне очень интересно, чем живут наши режиссёры. Ведь сделать фильм – это целая история. Авторы, творцы являются пассионарным классом нашего общества, они создают интеллектуальное поле – как эмоциональное, так и умственное, заряжая пространство своими высказываниями. Когда мы оцениваем работу жюри — соглашаемся или не соглашаемся, мы должны знать поляну: откуда кинематографисты взяли тот или иной полевой или оранжерейный цветок и решили полить из своей лейки.
По мнению Шолохова, главное назначение фестивалей не завлекать и развлекать публику, но двигать кино, а также поощрять определённого рода кинематограф, касающийся проблем и живых вопросов действительности. К таким работам кинокритик относится с особым вниманием.
— Пока лидером для меня является режиссёрский дебют Александра Тютрюмова «Искушение». Да, он более театральный, чем кинематографический, но разыгран достаточно чётко, без неточностей и, по моему мнению, лишён проколов. Если говорить об оптике актёрской игры, то никто из актёров не играет на себя, все сосуществуют в ансамбле, нигде нет жирных красок, все герои достаточно психологичны, то есть в режиссуре все очень сбалансировано. И хотя сюжет носит скорее развлекательный характер, нежели социальный, тем не менее, он прикасается к морфологии человеческой личности, — комментирует кинокритик. — Несколько раз за фильм мы наблюдаем перерождение героев, и видим, как это профессионально, и в то же время тепло и весело сделано, — продолжает Сергей Леонидович. — Если говорить о фильмах вне главного конкурса, привлекших моё внимание, то назову «Метаморфозис». Картина – довольно смелое высказывание с интересной стилистикой, хотя и есть много проблем с точки зрения режиссуры и, на мой взгляд, совершенно неправильный финал. Если говорить о фильме, который на данный момент я ставлю на первое место из премьер отечественного кино этого года, то это «Зоология» Ивана И.Твердовского. Фильм получил приз за главную женскую роль на «Кинотавре», и в Выборге не был в конкурсе.
В Выборге журналист-международник, живущий между Петербургом и Москвой, любит гулять в Монрепо и признаётся, что хотя и работает здесь, но безо всякого напряжения.
— Все нам, критикам-международникам, завидуют: мол, шатаются по международным кинофестивалям, смотрят кино. Мы же там, как мученики, поскольку фестивали класса «люкс» показывают фильмы для прессы в 8.30 утра. Я, к примеру, совсем не жаворонок и вставать в 7 часов, чтобы посмотреть фильм, для меня тяжёлая работа. В Выборге всё очень по-человечески: я просыпаюсь, завтракаю, и иду в кино безо всякого напряжения, — делится журналистской кухней кинокритик. — В этом году фестиваль мне понравился больше, чем в прошлом году. Отбор фильмов мне показался гораздо более качественным: то ли кинематографисты стали делать кино лучше, то ли отборочная комиссия стала отбирать качественнее. Даже фильмы не вполне внятные были по-своему интересны, потому что выявили новые тенденции, которые ищет молодёжь.