Священника Артемия из Ленобласти возмутили слова патриарха Кирилла о едином христианско-мусульманском боге. Наконец-то хоть кто-то в церкви публично сказал, что он думает. Не сожгли же его за это. Просто отлучили.
На словах мы живем в мире религиозной и, кстати, всеобщей толерантности. В мультикультурном обществе не должно быть конкуренции религий между геометрическими доминантами — крестом, полумесяцем, шестиконечной звездой. У политиков даже в терроризме нет национальности. Современный мир — мир договоренностей, взаимных уступок и компромиссов. Мы же их слушаем и раздраженно улыбаемся. И вдруг встал Артемий из села Колчаново.
Священник Артемий Скрипкин, три с полвиной года настоятельствовавший в Храме святого великомученика и целителя Пантелеимона, что в поселке Колчаново Волховского района, обвинил святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в ереси, а также разорвал каноническое общение с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием и епископом Тихвинским и Лодейнопольским Мстиславом. Скрипкин считает, что Кирилл нарушил решения Константинопольского Собора 1180 года. В итоге батюшка из Колчаново получил именной указ о запрете на служение в течение трех лет.
А все началось 16 апреля в светлую православную Пасху. Кстати, в этом году праздник совпал с днем рождения опального Скрипкина, он родился 16 апреля 44 года назад. В Пасху патриарх Кирилл и министр здравоохранения Вероника Скворцова посетили Российскую детскую клиническую больницу (РДКБ). Дело не ограничилось вручением подарков маленьким пациентам, среди которых были представители разных вероисповеданий. Глава РПЦ обратился к детям со словом. Цитируем РИА Новости.
«Я знаю, что здесь и христиане, и мусульмане, но каждый обращается к одному и тому же богу-творцу, и в ответ на это мы получаем реальную божью помощь».
Есть и видеозапись встречи Кирилла с детьми.
Именно слова об «одном и том же боге-творце» и возмутили настоятеля храма в Колчаново. Он попытался разобраться, как может быть «бог, к которому обращаются мусульмане (именуемый ими как Аллах), тождественным (то есть одним и тем же) существом с Тем Богом, которого мы, христиане именуем — Святая Троица (Отец, Сын и Св. Дух) и к Которому обращаемся в свои молитвах».
Отметим, что «Аллах» – не собственно мусульманский термин. «Ал» в арабском идентичен английскому артиклю «The». То есть, просто бог по арабски — «Лах».
При этом Скрипкин апеллирует к решениям Константинопольского Собора 1180 года о «боге Мухаммаде», которые определили отношение к исламу и его основателю. Тогда собор признал учение Мухаммада еретическим.
Как рассказал священник Скрипкин 47news, вначале он отправился со своим вопросом, как понимать слова патриарха к епископу Тихвинскому и Лодейнопольскому Мстиславу. Ведь его храм приписан к Тихвинской епархии. Это произошло 18 мая. По словам Скрипкина, Мстислав отвечать на вопросы отказался, а через полчаса и вовсе вручил подчиненному именной указ о запрете на служение.
«Запрет на служение означает, что я не могу совершать священнодействий. Чтобы было понятнее, это как если бы вас лишили лицензии на профессиональную деятельность. Для священника запрет на служение означает отсутствие работы, а значит, средств к существованию», — рассказал Скрипкин.
При этом в указе было отмечено, что запрет вводится в связи с тем, что Скрипкин на длительное время оставлял свою паству в Колчаново и, будучи клириком Тихвинской епархии, ездил служить в Санкт-Петербург. Скрипник этого не отрицает и говорит, что уже 20 лет как проводит службы в том числе и в Петербурге. Он был настоятелем храма святых Петра и Павла при РГГУ им. Герцена, а также проводил службы в часовне в честь святого Николая в деловом центре «Кристалл» на улице Седова. Но прежде многостаночность Скрипкина никого не смущала. А как только у него появились вопросы к патриарху, то его тут же закрыли.
Опальный протоиерей из Колчаново не успокоился. Он отправил свои запросы с вопросами о тождестве Святой Троицы и Аллаха митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Варсонофию и Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. В итоге, как утверждает Скрипкин, он получил канцелярские квитки-уведомления, свидетельствующие о том, что его обращения действительно поступили по месту обращения, но ответов так не поступило. Скрипкин прождал два месяца.
«Считаю, что заявление Кирилла о тождественности программным. Оно было сделано на публике, в праздник Пасхи. Он сказал, что мы верим с мусульманами в одного и того же бога. Эти слова не может произносить христианин. Он попадает под анафему Константинопольского собора. Он пошел на нее сознательно и стал еретиком. Теперь он не представляет духовную организацию церкви Христовой. Ответов на поставленные мной вопросы они не дали, более того, занялись репрессиями», — заявил Скрипкин.
Он признался, что знал, на что шел, и был готов, что получит запрет на служение, но не мог поступить иначе. В глубине души надеялся, что Кирилл скажет, что был неправильно понят, и объяснится.
Скрипкин рассказал 47news, что продолжает считать себя православным священником. 23 июля он направил обращение Варсонофию, в котором заявил, что разрывает с ним и Мстиславом канонические отношения, так как они поддерживают и разделяют «лжеучения еретика и богохульника Гундяева В. М. (мирская фамилия патриарха — ред.)». Служения Скрипкин теперь проводит в храме, который расположен на частной территории в центре Санкт-Петербурга. Точное месторасположение назвать отказался. Сообщил, что на его службы продолжают ездить прихожане из Колчаново.
В Тихвинской епархии 47news сообщили, что не будут комментировать ситуацию с запретом на служение Артемия Скрипкина, но сам факт выпуска именного указа подтвердили. «Это личная история Артемия, вам лучше обратиться к участнику этого тяжелого эпизода. Текст указа о запрете мы вам предоставить не сможем», — заявил 47news помощник епископа Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава отец Венедикт.
Руководитель сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии Наталья Родоманова сообщила, что не в курсе ситуации со священником Скрипкиным. Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда и его заместитель Вахтанг Кипшидзе не были доступны для комментария. Они находились на заседании Высшего церковного совета РПЦ.
В свою очередь секретарь владыки Иннокентия, епископа Выборгского и Приозерского, отец Дионисий в разговоре с 47news отметил, что запрет на служение не является крайней, а лишь одной из дисциплинарных мер для церковного человека. Временный запрет на служение — это не извержение из сана. «Церкви нужно исправление, изменение образа жизни грешника, а этот процесс может длиться долго», — заявил Дионисий.
В истории случаи, когда рядовые служители подвергали критике верховных иерархов церкви — не редкость. Пожалуй, самого известного смутьяна звали Мартин Лютер. После того, как в 1517 году римский папа Лев X из аристократической семьи Медичи объявил об очередной продаже индульгенций — бумаг, отпускающих купившему любой грех, этот саксонский монах обрушил на римский престол 95 критических тезисов и потребовал реформации церкви. Папа Лев незамедлительно предал Лютера анафеме как еретика. Заступничество немецких князей и проявленная гибкость уберегли монаха от казни, а зародившееся учение фактически раскололо Католическую церковь, выведя из-под её власти весь север Европы.
Можно сказать, что Лютеру повезло, ведь другие подвижники реформации заканчивали свой жизненный путь совсем иначе. Так, незадолго до выступления Лютера во Флоренции были повешены и сожжены монах Савонарола и его ближайшие подвижники. Этот реформатор боролся с Папой Александром VI из знаменитого рода Борджиа, обвиняя его в смертных грехах и называя воплощением дьявола.
А за полвека до него на костре закончил свои дни чешский священник Ян Гус, призывавший церковь отказаться от коммерции, а паству — от слепого подчинения священникам. После его смерти по Северной Европе прокатились Гуситские войны, ставшие одним из первых масштабных вооруженных конфликтов между христианскими течениями.
В современной России времена вегетарианские. Но в Уголовном кодексе РФ с 1996 года есть статья 282. Она определяет ответственность за возбуждение национальной, расовой, религиозной вражды или же ненависти. То есть наказывает за нетолерантность.