Решения органов МСУ, породившие бессрочную «подпитку» газеты «Выборг» бюджетными деньгами, должны быть отменены. Так считает Ленинградское УФАС.
В статье «Прикормленные» («ВВ» №12 от 1.04. 2016) мы рассказали о коррупционной схеме освоения муниципалитетами бюджетных средств при госзакупках в сфере услуг печатных СМИ. В данном случае, муниципальными образованиями Выборгского района многие годы проводились аукционы на заключение контрактов по опубликованию нормативно-правовых актов и другой официальной информации. Причем в аукционной документации всегда указывалось, что таким публикатором может быть только одно издание – газета «Выборг». Таким образом, любое другое СМИ, даже став победителем, заранее было обречено на неисполнение условий контракта, что и случалось не раз с редакцией нашей газеты.
Причиной такой правовой коллизии стали решения советов депутатов почти всех поселений от 2005 года, которые спонтанно определили официальным средством массовой информации газету «Выборг». Поскольку любое решение местной представительной власти для муниципального образования является законом, главы администраций включали в контракт обязательное условие — опубликование официальных документов только на страницах «Выборга», чем заранее предопределялся исполнитель аукциона – именно это издание. Следовательно, для того, чтобы аукционные процедуры проходили в правовом поле антимонопольного законодательства и не нарушали прав других участников, требовалось провести юридическую экспертизу этих самых решений местных советов – не противоречат ли они федеральному законодательству?
Разобраться в сложной ситуации взялся опытный юрист, председатель Выборгского отделения партии «Яблоко» Владимир Павлов. Как он считает, решения советов депутатов от 2005 года, безоговорочно назначающие официальным СМИ газету «Выборг», изначально были приняты с превышением полномочий органов МСУ. Власти поселений нарушили как федеральный закон о местном самоуправлении, так и антимонопольное законодательство, создали невозможность проведения полноценных конкурсных процедур и породили впоследствии перечисление крупных сумм бюджетных средств одному лишь хозяйствующему субъекту — редакции газеты «Выборг».
Удивительно, что Ленинградское УФАС, неоднократно рассматривавшее жалобы редакции «Выборгских ведомостей», ни разу не известило прокуратуру о незаконных правовых актах органов МСУ, долгие годы предоставлявших газете «Выборг» преимущество в проводившихся госзакупках. Такое бездействие территориального антимонопольного органа тем более странно, что именно глава ФАС России Игорь Артемьев письмом №ИА/47351 еще 29 декабря 2009 года разъяснил применение закона о защите конкуренции в сфере печатных СМИ. В частности, в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 17 Федерального закона -131 «Об общих принципах организации местного самоуправления», официальное печатное издание органа местного самоуправления учреждается соответствующим органом власти либо органом местного самоуправления. Если же таковое не учреждено, то официальный публикатор должен определяться по правилам части 1 статьи 33 федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». При этом в описание объекта закупки не должны включаться требования в отношении фирменных наименований и наименований производителя, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Поскольку незаконные решения советов депутатов 2005 года Рощинского, Полянского, Советского, Приморского и муниципальных образований других поселений «о назначении» газеты «Выборг» официальным печатным СМИ явились причиной расторжения договоров с победителем ряда аукционов — газетой «Выборгские ведомости», чем принесли ее редакции кроме существенного материального — ничем невосполнимый моральный вред, Владимир Павлов обратился в органы прокуратуры с просьбой о проведении надзорного производства в отношении упомянутых депутатских решений. Выборгская прокуратура, в свою очередь, толком не разобравшись в сути вопроса, скинула его заявление в Ленинградское УФАС. Сотрудники управления провели проверку соблюдения органами МСУ Выборгского района антимонопольного законодательства и сделали вывод (цитата): «решения органов МСУ об определении органа печати приняты вне полномочий, предоставленных федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ».
Теперь настал черед действовать Выборгскому городскому прокурору, поскольку в соответствии со статьей 23 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор обязан принести протест на противоречащий закону правовой акт, либо обратиться в суд с иском об его отмене.
Мы будем следить за развитием событий и обязательно уведомим читателя о мерах прокурорского реагирования. Как пообещал нам Владимир Павлов, выборгские «яблочники» будут контролировать действия (или бездействие) надзорного органа и то, как это скажется на последующих конкурсах в сфере печатных СМИ.
Давно нужно было это сделать. Лучше поздно, чем никогда. Пусть обижаются и злятся.