Когда наконец, к природе начнут относиться, как к истинной ценности?
30 октября в около 8.30 утра грузовик с белорусскими номерами, следовавший из Финляндии, проезжая по Павловскому мосту, протаранил ограждение и упал в воду.
Водитель выжил, выбрался из машины и выплыл на берег, откуда и был доставлен в Выборгскую межрайонную больницу. А вот фура, заправленная соляркой, в которой находилось порядка 21 тонны гидравлического и других видов масла Mobil в пластиковой и металлической таре, остались лежать в приграничных водах Сайменского канала.
Вечером фотокорр «ВВ» отправился на трассу «Скандинавия», где вплоть до 18.30 наблюдал за тем, как 32 человека с помощью 8 единиц техники в течение примерно двух часов вытаскивали грузовой автомобиль из-под моста. Грузовик извлекали из воды дежурные смены 52 пожарной части ОФПС МЧС России, подразделения аварийно-спасательного формирования Выборга, поисково-спасательной службы Приозерска, поисково-спасательного отряда Тосно и Северо-Западного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России. Для локализации розлива были установлены три рубежа боновых заграждений, проведено удаление элементов металлических конструкций ограждения моста.
В официальном отчёте за сутки по 31 октября на сайте главного управления МЧС России по Ленинградской области значится: «Загрязнения и истечения нефтепродуктов на месте происшествия нет».
Однако этим же вечером предприимчивые выборжане, преимущественно жители Сайменских дач, с лодок, плотов или просто с берега, собирали выплывшие бутыли с маслом, которым уже значительно были загрязнены воды канала. Жировые пятна распространились на километры водной поверхности.
Первыми бить тревогу начали несколько неравнодушных жителей Сайменских дач.
— Меня зовут Юлия, мы с мужем художники, переехали сюда несколько лет назад из Питера. Очень понравилось нам место: вода, лес, скалы. Когда мы пришли на берег, куда приходим ежедневно, и увидели вместо чистейшей воды жирную радужную оболочку вдоль берега, валяющиеся канистры, у нас был шок. Мы надеялись, что сразу же все бросятся собирать это масло и битые емкости. Но вместо людей, которые должны были здесь плавать, вылавливая масло и другие материальные следы аварии из канала, на берегу и на воде суетились желающие раздобыть маслица для себя. И спасибо им, потому что они собрали часть того, что должны были собрать специалисты. Пятна продолжают всплывать, вероятно, со дна, из других разгерметизированных канистр.
Подождав пару дней, женщина начала звонить во всевозможные инстанции. Позвонив по десяти примерно телефонам, где записали «её проблему» и личные данные, Юлия дозвонилась до нашей газеты. В этот же день, 2 ноября, один из жителей Сайменских дач вызвал-таки на место МЧСовцев. Однако выяснилось, что у них нет специальной лицензии на ликвидацию разлива.
Позвонив заместителю руководителя ФГУ «Сайменский канал» Олегу Василевскому с вопросом: «Кто должен принять необходимые меры по очистке? Вы каким-нибудь образом за это отвечаете?», я услышала в ответ твёрдое «нет».
— Мы никаким образом в этом не принимаем участие. В наши полномочия не входит ликвидация последствий, хотя мы и обслуживаем канал. Я думаю, что вам стоит позвонить в областной комитет по природопользованию, — уточнил Олег Георгиевич.
Старший госинспектор рыбоохраны, начальник Выборгского обособленного структурного подразделения Северо-западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству Александр Никифоров также оказался «не при делах». И дело даже не в том, что это не в их компетенции, а уже в том, что эти люди, казалось бы, столь близкие к теме: один – канала, другой – чистой воды, НЕ НАЧАЛИ БИТЬ ТРЕВОГУ САМИ И ЗВОНИТЬ, куда следует. Они даже точно не знали, кому в такой ситуации звонить!
Что касается отдела охраны окружающей среды выборгской администрации, то у них для таких работ нет ни специалистов, ни лицензии, ни сорбентов, ни реагентов. Начальник отдела Анна Каграмян в сложившейся ситуации сделала то, что могла сделать — написала письма в ФГУ «Сайменский канал», МЧС Выборга и морской порт.
— Из всех трёх адресатов, которым я написала, лицензию на ликвидацию совершенно точно имеет порт Выборг, так как любой порт имеет план ЛАРН – ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов, — рассказала Анна Геннадиевна. — Я знаю, что есть коммерческие организации, которые могут сделать эту работу, но им платить надо…. Если мы хоть одну копейку потратим на федеральные территории – а Сайменский канал является федеральной собственностью, на нас заведут дело в прокуратуре. Так что сейчас я жду ответ на мои письма. Если ничего не будет сделано, буду жаловаться в природоохранную прокуратуру и Росприроднадзор. Это все, что я могу сделать в данной ситуации.
В настоящее время по факту нарушения требований к охране Сайменского канала государственными инспекторами Росприроднадзора возбуждено дело об административном правонарушении, проводится административное расследование, в рамках которого предстоит установить количество загрязняющих веществ, попавших в воду, и нанесённый природе ущерб. В случае признания вины водителя возмещение ущерба вменят компании-перевозчику, чья фура разрушила часть перил моста. Отмечу, что ограничение скорости на данном участке — сорок километров в час. Каким образом, даже по обледенелой дороге, не нарушающий скоростной режим водитель может протаранить металлическое ограждение так, чтобы улететь с моста – непонятно.
А пока все инстанции переваливают проблему друг на друга, масло уже восьмые сутки рисует картины на прозрачной глади воды, угрожая разрушить хрупкую экологию и без того страдающего от судоходства канала.