В деле о столкновении поезда «Ласточка» с автобусом появились подозреваемые.
Об аварии, случившейся на перегоне между Зеленогорском и Рощином, в результате которой скоростной поезд «Ласточка» буквально протаранил автобус, уже пятые сутки пишут областные и российские СМИ, сообщая подробности и выдвигая версии. Пострадал один человек – водитель автобуса, который, по информации пресс-службы ГУП «Пассажиравтотранс», будет представлен к награде за спасение 15 человек.
Обсуждения в соцсетях не утихают, поскольку обстоятельства происшествия, мягко говоря, нетипичны. Ужас и изумление вызывает то, что подобное возможно в 21 веке. И это чудо, что не пострадали пассажиры – ни поезда, ни автобуса.
Сообщения очевидцев похожи на описание сцены из триллера:
«…Перед преодолевшим въезд на рельсы транспортным средством начали закрываться шлагбаумы и подниматься препятствия. Автобус попросту оказался в ловушке – на него на огромной скорости летела «Ласточка», направлением в Выборг».
Утром 17 февраля автобус «МАН», принадлежащий ГУП «Пассажиравтотранс», выехал из Санкт-Петербурга: Кировский завод организовал выезд сотрудников на горнолыжный курорт Пухтолова Гора. В салоне было пятнадцать человек, в том числе двое детей. В начале двенадцатого автобус выехал на переезд, на 56-м километре перегона между Зеленогорском и Рощином. Как утверждают очевидцы (не сомневается в этом и следствие) — на «зеленый» сигнал светофора. Кроме светофоров, переезд оборудован несколькими системами безопасности — шлагбаумами и заградительными барьерами. Записи видеорегистраторов подтверждают, что всё было именно так: когда автобус уже выехал на рельсы, перед ним начали закрываться шлагбаумы и подниматься препятствия. Можно представить ужас водителя и пассажиров, которые не могли не видеть приближающуюся «Ласточку». Водитель среагировал мгновенно – он успел высадить пассажиров… Машинист применил экстренное торможение, но расстояние было недостаточным, и столкновения избежать не удалось. Состав ударил автобус, тот отлетел в будку дежурного по переезду, зацепив самого водителя, не успевшего отбежать на безопасное расстояние.
Водитель автобуса, 64-летний Александр Игнатьев находится в больнице Сестрорецка: сильные ушибы, разорвана печень, трещина в черепе, внутреннее кровотечение, повреждения кишечника. Мужчину прооперировали, врачи оценивают его состояние как стабильно тяжелое.
Проверку по факту столкновения ведут Северо-Западное следственное управление на транспорте, а также региональная транспортная прокуратура. Следственный комитет России объявил о возбуждении двух уголовных дел по факту столкновения. ДТП расследуется по статьям «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта» и «Халатность». 18 февраля стало известно, что уже есть конкретные подозреваемые.
Ими оказались 65-летняя дежурная по переезду Зеленогорск-Рощино и 47-летний дежурный по участку дороги. Оба находятся под подпиской о невыезде. Действия пенсионерки квалифицировали как нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Кроме того, как сообщает агентство ТАСС, начальник железнодорожной станции Зеленогорска уже дал признательные показания по делу о халатности. Он также отпущен под подписку о невыезде.
«Дежурный по участку железнодорожного пути не своевременно передал информацию о двигающемся поезде. То есть информация должна передаваться за 15 минут, он передал где-то за две минуты. И дежурная не успела воспользоваться экстренной кнопкой. Одно нарушение породило другое», — главу Северо-Западного следственного управления на транспорте СКР Сергея Сазина цитирует «Деловой Петербург».
Подобные выводы следствия выглядят весьма странно: возможно ли такое, что безопасность сотен пассажиров зависит от самочувствия и расторопности 65-летней женщины? Что значит, «дежурный не своевременно передал информацию о движущемся поезде»? Это какая-то новая информация, факт, заранее не известный – приближение поезда, идущего по расписанию?
В сложных системах всегда используется двойной, тройной контроль – процедура, обеспечивающая безопасность. И часть этой процедуры – дублирование функций, перепроверка, сводящая к минимуму влияние человеческого фактора. Но такое дублирование – дополнительные затраты, которые в бюджете РЖД, как видно, не заложены. Поэтому виноватым оказывается «стрелочник», а не структура, в которой не созданы условия, исключающие некомпетентность, рассеянность или халатность.
Материальный ущерб от столкновения поезда и автобуса оценивается в 7 миллионов рублей. Пожелаем выздоровления водителю, спасшему людей. Если бы не Александр Игнатьев – цена «ошибки» РЖД была бы неизмеримо выше.