27 июля выборгская семья П., Олег и Елена, разместила на сайте AVITO.ru объявление о продаже своего автомобиля. Не позже чем через 20 минут на номер, указанный в объявлении, поступил звонок.
Предполагаемый покупатель задал традиционные вопросы о состоянии автомашины и выразил желание приобрести ее. Однако, по его словам, сделать это он мог бы только 7 августа, так как звонит из Подмосковья, где будет находиться до 6 августа в командировке. С тем, чтобы убедить продавцов машины снять объявление, покупатель предложил внести залог, свидетельствующий о его твердом намерении совершить эту покупку по приезде в Выборг.
Для перевода залога, определенного сторонами в 30 тысяч рублей, звонивший попросил сообщить ему номер карты Сбербанка, на которую он, пользуясь услугами интернет-банкинга, был готов немедленно отправить деньги. Что семья П. и сделала.
Через короткое время потенциальный покупатель перезвонил и сообщил, что ему не удается провести перевод дистанционно, но он готов в течение двух часов доехать до ближайшего отделения банка и перевести оттуда обещанные 30 тысяч рублей.
Хотя всё это выглядело вполне правдоподобном, некое беспокойство у семьи П. все же возникло, и они, живущие за городом, на такси решили доехать до отделения Сбербанка, что на Приморской, 1, и проверить состояние своей карты. В пути Елена П. несколько раз, используя свой телефон, привязанный к счету и услуге «Мобильный банк», проверяла, не пришли ли на карту обещанные деньги.
Деньги не поступали. Пытаясь проверить счёт в очередной раз, Елена П. обнаружила, что доступ к её аккаунту в «Мобильном банке» заблокирован. А проверка карты в первом же банкомате показала, что со счёта снята 51 тысяча рублей…
Буквально через несколько минут семья П. добралась до отделения Сбербанка, где они пытались получить помощь сотрудников. Но разговаривать с Еленой, так как она в суматохе забыла дома паспорт, даже не стали. Не стали соединять и со службой безопасности банка.
В полиции пострадавших от действий мошенников встретили любезней и приняли от них заявление, подчеркнув, что они далеко не первые, кто обращается в полицию по подобному поводу.
На следующий день выяснилось, что операция выглядит таким образом, будто сама Елена П. перевела деньги некоему неизвестному ей лицу. Банк после предъявления паспорта Елены П. также принял заявление с требованием разобраться. А пострадавшие пришли в газету, чтобы предостеречь сограждан от преступных действий злоумышленников.
Попытки «ВВ» получить комментарий от сотрудников отделения Сбербанка на Приморской, 1 окончились ничем, хотя вопросы были заданы простые: «Не считает ли Сбербанк необходимым, пользуясь возможностями СМИ, предупредить своих клиентов о возможных случаях мошенничества и способах избежать их? Какие именно действия семьи П. сделали их жертвами преступников?». Руководитель службы безопасности Сбербанка по Выборгу и Приморску Виктор Мараев пояснил, что дать ответы на поставленные вопросы можно будет только по окончании проверки.
Пресс-центр Северо-Западного банка Сбербанка России сообщил, что расследование случившегося может занять от 5 до 45 дней и что «помесячный анализ количества подобных обращений за период 2012 – 2015 гг показывает, что количество жалоб остается стабильным, то есть мы не фиксируем какого-либо всплеска или увеличения числа обращений».
В то же время портал NEWSRU.com пишет, что по предварительным данным, не менее 20 тысяч владельцев карт пострадали от вируса «Trojan-Banker.AndroidOS.svpeng.a», распространяемого через смартфоны и планшеты, работающие на платформе Android. Случаи мошенничества были зафиксированы по всей России.
На портале Правовед.RU имеются обращения: «Мне на телефон пришло сообщение от абонента AVITO, на котором я размещала объявление о продаже платья. В тексте указывалось, что на мое объявление получен ответ и давалась ссылка на прочтение. По этой ссылке из магазина приложений предлагалось скачать приложение AVITO, которое, как оказалось, содержало вирус. В результате, мне на телефон перестали приходить сообщения, с карты через мобильный банк мошенниками были украдены 20000 рублей».
Специально подчеркну, семья П. давно и уверенно пользуется банковскими картами, знает правила перевода средств, и никаких сведений о карте, которые пользователь должен сохранять в секрете, предполагаемому покупателю не передавала.