Кто займет причалы одного процента Балтики


Кто займет причалы одного процента Балтики

Самый скромный порт Северо-Западного бассейна стал ареной кредитно-залоговых баталий. За его причалы в Выборге с экономистом Лукиной бьется Промсвязьбанк. Там мелькает и тень сбежавшего в Ниццу экс-миллиардера Архангельского. К ситуации только что подключили силовиков. Значит, актив вкусный.

Конкурсный управляющий ООО «Портовое оборудование», которое в течение многих лет осуществляло перевалку грузов в Выборгском порту, Артем Соболев инициирует возбуждение уголовного дела по преднамеренному банкротству в отношении Ольги Лукиной, что возглавляла компанию до разорения. Как стало известно 47news, сегодня утром, 18 июля, соответствующее заявление поступило в отдел экономической полиции Василеоcтровского района Петербурга. В Василеостровский, оттого что компания – объект претензий — зарегистрирована на василеостровской земле.

ООО «Портовое оборудование» входило в состав группы «Осло Марин» (OMG) бежавшего в 2009 году во Францию предпринимателя Виталия Архангельского. До конца 2012 года компания являлась единственным стивидором, осуществлявшим перевалку грузов в порту Выборга.

Придется вспомнить, что OMG пришла в Выборгский порт в мае 2007 года, приобретя у компании «Роса Холдинг» две компании — ООО «Портовое оборудование», которое арендовало причалы у ФГУП «Росморпорт», и ООО «Порт Выборгский», на балансе которого числилось погрузочно-разгрузочное оборудование и недвижимость. Новый хозяин со страниц ведущих деловых изданий и околопредпринимательского глянца убедительно обещал небольшому порту, специализирующемуся на массовых и генеральных грузах, полное переоснащение и трансформацию в современный паромно-контейнерный терминал. Анонсировались даже планы по запуску морской контейнерной линии Засниц (Германия) — Выборг. На нее должны были встать 10 судов. За челноки отвечала другая фирма Архангельского — «Выборгская судоходная компания».

По итогам 2016 года грузооборот порта Выборг составил 1,38 миллиона тонн, что на 11% ниже аналогичного показателя 2015 года. За пять месяцев 2017 года через причалы Выборгского порта было перевалено лишь 160,1 тысячи тонн грузов. Основу грузопотока составляют экспортные энергетические угли компании из Кузбасса «СУЭК». С начала года их было отгружено 75,6 тысячи тонн. Еще 55,6 тысячи тонн приходится на минеральные удобрения. Все же доля Выборгского порта по грузообороту среди российских портов на Балтике составляет чуть более 1%.

Сегодня в порту все те же 13 причалов. Но. Причал №1 — пассажирский причал «Росморпорта», на котором обслуживается паром, связывающий Выборг с финским городом Лаппеенранта. Причалы №№ 2-5 используются для отстоя маломерных судов. Причалы №11,12 находятся в ремонте. Причал №13, так называемый – винный, вообще к спору отношения не имеет. Перевалка осуществляется через причалы №№ 6-10.

Участники рынка характеризуют Выборгский порт как периферийный и локальный. Сравнивают его с финским портом Оулу. Хозяин выборгских причалов не должен декларировать наполеоновские планы, объявлять войну соседям и грозить отбором грузов. Ему надо смотреть на местный бизнес. Здесь можно поставить катера на Петербург и Финляндию, запустить бункеровку. Расти в территориях порту некуда. Он находится в центре Выборга. Но в сторону Выборгского судоремонтного завода есть небольшой свободный участок. Максимум Выборгского порта — 3 миллиона тонн грузов в год. Но и в Выборге ежегодная выручка всего порта оценивается максимум в 450 — 550 млн рублей. Кстати, по данным нашего издания, в прошлом владельцы стивидорной петербургской компании «Терминал Святого Петра», которая имела отношение к недавно умершему сенатору Вадиму Тюльпанову, предлагала за порт примерно те же 500 млн рублей.

Кредитовали портовые и судостроительные проекты компании два банка – крупнейший региональный банк страны «Банк Санкт-Петербург» и «Возрождение». Всего на проекты «Осло Марин» «Возрождение» в период с 2007 по 2010 год выделил порядка 5 млрд рублей. Заметим, что деньги от «Возрождения» «Осло Марин» продолжал получать и тогда, когда основатель холдинга Архангельский уже бежал из страны и перестал выполнять обязательства по взятым кредитам перед «Банком «Санкт-Петербург». (Что касается Банка «Санкт-Петербург», то его история с Архангельским параллельная, масштабная, описанная неоднократно «Фонтанкой» и не вмещается сегодня в наше исследование). В ноябре 2015 года в банке «Возрождение» сменился собственник. Компания «Промсвязькапитал» Дмитрия и Алексея Ананьевых (мажоритарный акционер Промсвязьбанка) приобрела 70,87% акций «Возрождения».

Стивидор Выборгского порта — ООО «Портовое оборудование» — было зарегистрировано в мае 2004 года. В феврале 2008 года генеральным директором компании стала Ольга Лукина. Ей тогда было 34 года. Несмотря на настойчивость журналиста, сама Лукина не бросилась с комментариями в объятия редакции. Хотя ранее от репортеров не бегала. Все же мы смогли собрать ее портрет.

Лукина родилась в Ленинграде, годы взросления прошли на Гражданке, в типичной девятиэтажке на проспекте Науки с мамой и старшей сестрой. В школе она увлеклась математикой, после поступила в Санкт-Петербургский госуниверситет на специальность «экономическая кибернетика». Там же познакомилась со своим будущим мужем. Еще до окончания СПбГУ начала работать по специальности и доросла до ведущего специалиста в сфере имущественного страхования, а затем и до начальника отдела страхования регионального филиала «РосГосСтраха». В 1999 году, став дипломированным специалистом, 26-летняя Ольга Юрьева приходит в структуру «Осло Марин». Начинала с должности ведущего специалиста отдела имущественных рисков морского страхового агентства того же Архангельского «СканМаринКонсалтинг». Приобрела Ford Escort. И уже через два года назначается заместителем генерального директора агентства, а в 2006 году становится вице-президентом холдинга «Осло Марин». Выходит замуж, появляется сын. Вроде точка: демонстративная карьера деловой женщины.

Накопившийся опыт определил профессиональные интересы — экономика систем управления морских перевозок и логистики. В 2008 году Лукина стала директором ООО «Портовое оборудование» и возглавила стивидорную деятельность в Выборгском порту, который находился в кризисном состоянии.

Банком «Возрождение» были заключены кредитные договоры и с ООО «Портовое оборудование». Но с 2012 года компания перестала надлежащим образом осуществлять свои кредитные обязательства. При этом банк принимал решения о пролонгации сроков возврата средств. В итоге денежные средства юрлицом так и не были возвращены банку. Сумма просроченных обязательств ООО «Портовое оборудование» по кредитным договорам к концу 2014 года составила 2,45 миллиарда рублей. Другое дело, что сторона Лукиной уверена, что из этой суммы непосредственно дошло лишь 350 млн, а остальные были переведены на сомнительные конторы, после чего перевели долги на порт.

В том же 2014 году компания подает в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области заявление о признании себя банкротом. Права на взыскание долга получает компания «Олбия». Участники рынка склонны считать, что за «Олбией» стоят новые владельцы «Возрождения». Конкурсным управляющим был назначен Артем Соболев.

Тут-то новый управляющий и столкнулся с проблемой. Оказалось, что в 2017 году ООО «Портовое оборудование» уже по факту не является стивидором Выборгского порта. Перевалку грузов в Выборге осуществляет ООО «Порт Логистик». Эта компания была зарегистрирована в августе 2012 года. Ее учредителями являются три фирмы с ничего не говорящими названиями: Artemista Finances Corp. с Британских Виргинских островов, Прэшэс Стоунс Инвестментс Лтд из Белиза и Урмена Джи Эм Би Эйч с Маршалловых островов. Генеральным директором ООО «Порт Логистик» является 64-летняя пенсионерка Татьяна Майорова. В прошлом управляла гаражно-строительным потребительским кооперативом «Парнас-1». Непосредственно в Выборгском порту ее видели всего несколько раз.

Собеседник 47news в Промсвязьбанке считает, что своим появлением ООО «Порт Логистик» обязано Ольге Лукиной, которая после отъезда Архангельского в Европу продолжала заправлять выборгской перевалкой. В своем заявлении на имя начальника УМВД России по Василеостровскому району Артем Соболев прямо пишет, что ООО «Порт Логистик» является искусственным агентом, через которого Лукина продолжает управлять Выборгским портом. Заявитель считает, что с февраля 2013 года возглавляемое Лукиной ООО «Портовое оборудование» целенаправленно начало сдавать свое имущество в аренду ООО «Порт Логистик». Также в субаренду этой компании были сданы и рабочие причалы №6-10 порта Выборг по цене, практически равной стоимости аренды у ФГУП «Росморпорт». Портовые краны, тягачи и экскаваторы тоже перешли к ООО «Порт Логистик». В эту же организацию постепенно был переведен и весь портовый люд Выборга. Если в 2012 году в ООО «Портовое оборудование» работали 250 человек, то в 2016 году штат состоял только из четырех сотрудников. Кроме этого ООО «Порт Логистик» получило и правовые основания для возложения на себя режима пропуска в порту Выборг. Именно служба этой компании договаривается сегодня о пропуске в порт с такими структурами как ФСБ, таможня, капитания (служба капитана порта — ред.) и пограничниками. Попасть в порт конкурсный управляющий «Портового оборудования» Соболев сегодня может, но его туда не пускают, например, с сотрудниками частного охранного предприятия.

В общем, досталось новым владельцам что-то напоминающее разбитое корыто.

«Таким образом, руководство ООО «Портовое оборудование» сдало наиболее ценный актив практически по себестоимости, что прямо говорит о намерении генерального директора Общества осуществить преднамеренное банкротство», — указывает Соболев в своем заявлении.

При этом в банке полагают, что Ольга Лукина продолжает действовать в интересах покинувшего страну Виталия Архангельского. Доказательств, впрочем — так себе. Якобы жена Архангельского Юлия до конца 2016 года числилась в штате «Портового оборудования» и получала весьма неплохую зарплату – полторы тысячи евро. Но это тоже не убедительная привязка к беглецу. Хотя на рынке и ходят слухи, что Архангельский ежемесячно получает 50 тысяч долларов, — это больше похоже на мифы. Такие суммы пока брать неоткуда.

В свою очередь представитель-защитник госпожи Лукиной, почему-то не захотевший рекламировать свое имя, считает, что в сложившейся ситуации вина лежит на топ-менеджменте банка «Возрождение». Они обращают внимание на то, как именно выдавались кредиты холдингу «Осло Марин». Деньги, по их словам, давались формально под развитие портовых проектов, но при этом шли в компании-пустышки, которые по факту не вели никакой деятельности. Просто создавалась фирма, на нее прокачивались обороты, чтобы она формально проходила по требованиям банка. Собирался кредитный комитет, который закрывал глаза на отсутствие деятельности у компании, и при этом выдавался кредит. Потом часть кредита возвращалась сотрудникам банка. При этом с целью кредитования сильно завышалась стоимость имущества, принимаемого банком в качестве обеспечения кредитов. Зачастую оценка делалась самим банком. Так, в свое время крупные кредиты от банка «Возрождение» получили такие компании, которые не вели никакой деятельности, как: ООО «Русив», ООО «Союз», ООО «Норвуд», ООО «ЛПК «Скандинавия». Юристы Лукиной называют и конкретные имена. Считается, что Виталий Архангельский не обошелся без помощи своего человека в банке.

Но «Возрождение» нуждалось в том, чтобы его заемщики выглядели благонадежно в глазах Центробанка. Это достигалось тем, что кредитная линия переводилась по договорам перевода долга с «пустышек» на предприятие, которое могло показать хотя бы какое-то обеспечение. Таким предприятием было ООО «Портовое оборудование».

При этом непосредственно работающие в Выборгском порту компании Архангельского кредитовались «Возрождением» с большим скрипом. Так, например, ООО «Портовое оборудование» постоянно просило денег на реконструкцию старого изношенного имущественного комплекса. «Возрождение» сжалилось и выделило стивидору деньги. Правда, под очень жестким контролем и уже не миллиарды. Но на прежних условиях. Так, на строительство нового перевалочного комплекса «Портовое оборудование» просило 80 миллионов рублей. В итоге вдали только 70 миллионов, но 40 из них банк сразу направил на свои строительные конторы в Москве. А «Портовое оборудование» в Выборге было вынуждено ломать голову, как на 30 миллионов построить комплекс стоимостью 80 миллионов и при этом обслуживать кредит в полном объеме.

Самому Виталию Архангельскому, похоже, абсолютно наплевать, что происходит сегодня в Выборгском порту. В разговоре с 47news беглый бизнесмен признался, что не смотрит в сторону порта с 2009 года, то есть с того самого момента, как покинул Российскую Федерацию.

— Я абсолютно не знаю, что происходит в Выборгском порту. Живу в Ницце, воспитываю детей. Предполагаю, что директором порта продолжает оставаться госпожа Лукина. Лично мне «Возрождение» никакую кредитную линию не открывало. Мне только периодически звонят журналисты и задают какие-то глупые вопросы.

После вопроса, на какие именно средства он воспитывает детей, Архангельский бросил трубку.

47News

Оцените статью
Выборгские ведомости
Добавить комментарий