В Выборгском районе в течение многих лет действует коррупционная схема «освоения» бюджетных денег.
Недавно в Москве прошел очередной, уже 12-й по счету, всероссийский форум, посвященный государственным закупкам. И уже не в первый раз в его программу была включена тема информационного освещения деятельности органов власти. Речь шла о необходимости оптимизировать расходы из местных бюджетов на информационные услуги, сделать закупочные процедуры в этой сфере менее затратными и более открытыми. К сожалению, между словами, звучащими с высоких трибун, и практикой – как всегда огромная разница.
Не первый год администрации муниципальных образований Выборгского района выставляют на аукционы закупку услуг по публикации в органах печати официальной информации о своей деятельности. Несмотря на то, что на территории района выпускается несколько печатных СМИ, способных предоставить свои страницы для обнародования нормативных документов муниципалитетов, каждый раз победителем аукциона оказывается один и тот же поставщик услуг – ООО «Газета «Выборг» — редакция».
Деньги на освещение своей деятельности в прессе муниципальные образования выделяют немалые – в среднем по полтора миллиона рублей в год. Если учесть, что в Выборгском районе — с десяток поселений, администрации которых не учредили собственных печатных изданий и вынуждены ежегодно объявлять аукцион по закупке услуг на публикацию официальных материалов, можно представить, какова общая сумма заключенных с газетой «Выборг» годовых контрактов – приблизительно 15 миллионов рублей.
Победитель всегда известен заранее
Собственно говоря, потягаться с монополистом за право публикации официоза муниципальных образований за все время проведения аукционов решилось только ООО «Газета «Выборгские ведомости». Поскольку удивительной особенностью выборгских аукционов является включение в аукционную документацию, а затем и в проект контракта победителя, обязательного условия – муниципальная информация должна публиковаться в одном-единственном печатном издании – газете «Выборг». Естественно, что это требование способен выполнить только один участник торгов — ООО «Газета «Выборг» — редакция».
Спрашивается, зачем тогда огород городить, объявлять аукцион и изображать состязательность претендентов? Любому здравомыслящему человеку такая заданность конкурсной процедуры в контексте информационных услуг покажется просто абсурдом. Однако в Выборгском районе этот абсурд тянется годами, в его поддержание втянуты местные чиновники и депутаты, не замечают небезобидного нонсенса ни прокуроры, ни судьи.
Не стали исключением аукционы 2016 года, в которых участником выступили «Выборгские ведомости». Снизив цену закупки как минимум на треть и дважды победив в торгах, редакция «Выборгских ведомостей», тем не менее, не смогла выполнить условия контракта. Поскольку печатать муниципальную информацию на страницах своей газеты не имела права, а газета «Выборг» гордо отказала победителю аукциона в заключении субподрядного договора. И мотивы этой «гордости» понять не сложно: зачем соглашаться на меньшие деньги, когда можно без труда «срубить» больше, а заодно и уничтожить конкурента?! Ведь «Выборгские ведомости», сделав, по сути, доброе дело и сэкономив немалую часть тощего муниципального бюджета, сами оказались в пролете: заказчики обратились в УФАС с заявлениями о включении победителя аукциона в список недобросовестных поставщиков и применении к нему штрафных санкций.
Кстати, сама газета «Выборг» прокомментировала появление конкурента совершенно нелепым образом. Для начала разъяснив своим читателям, что такое демпинг, редакция откровенно заявила, что в результате участия в торгах «ВВ» «пострадали доходы газеты «Выборг», что досадно, но не смертельно…» Похоже, ничего кроме собственного кармана коллег из «Выборга» не интересует, а то, что закон о защите конкуренции как раз и предполагает в определенном смысле цивилизованный «демпинг», направленный на экономию бюджетных денег – не для них писано.
Какой закон ни возьми – все нарушены
Почему явно абсурдная практика проведения электронных торгов не вызывает вопросов ни у сотрудников антимонопольного ведомства, ни в арбитражных судах, куда безуспешно обращался проигравший «победитель»?
Дело в том, что все муниципальные заказчики, объявляя торги с таким странным условием, дружно ссылаются на одно и то же: на принятые в далеком уже 2005 году решения совета депутатов об определении официальным средством массовой информации газеты «Выборг». И вот эта некая видимость законности позволяет из года в год создавать преимущественные условия для единственного конкурсанта.
Чтобы досконально разобраться в ситуации, мы взялись за поиски первоисточников. И вот, на официальных сайтах муниципальных образований «Гончаровское сельское поселение», «Полянское сельское поселение» «Советское городское поселение» и «Рощинское городское поселение» удалось найти в архивах за 2005 год те самые решения об определении официального органа печати. Любопытно, что все они, как близнецы: приняты в один день, под одним номером и содержат общую формулировку — «на бессрочный период». Скорее всего, и в Каменногорском, Красносельском, Первомайском, Приморском, Высоцком и Селезневском поселениях имелись аналогичные решения, однако на официальных сайтах этих МО архивы не представлены.Понятно, что муниципалитеты в свое время дружно выполнили указание районного центра.
Самое интересное, что эти решения противоречат сразу нескольким федеральным законам, и не только последних лет. Возьмем закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”, который наделил муниципальные образования полномочиями по учреждению печатных средств информации для опубликования муниципальных правовых актов. Однако речь шла именно об учреждении и содержании СМИ за счет собственных бюджетов, а не о наделении такими функциями иных периодических печатных изданий. Тем более, что у газеты «Выборг» в 2005 году уже имелись учредители – муниципальное образование «Выборгский район», комитет по средствам массовой информации и печати правительства Ленинградской области и коллектив редакции.
Затем с января 2006 года вступил в силу Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», а несколько позднее – закон о защите конкуренции № 135-ФЗ, статья 15 которого содержит запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия органов местного самоуправления, участвующих в предоставлении муниципальных услуг.
К ситуации с выборгскими газетами самое прямое отношение имеет запрет заказчику включать в описание объекта закупки требования или указания в отношении фирменных наименований или наименований производителя.
Проанализировав документы и факты, Ленинградская региональная организация РДП «ЯБЛОКО» направила в органы прокуратуры заявление о нарушениях антимонопольного законодательства муниципальными заказчиками Выборгского района, включившими в аукционную документацию наименование конкретного исполнителя услуги по опубликованию официальной информации – газеты «Выборг», создавшими тем самым искусственную преференцию для определенного участника аукционов – ООО «Газета «Выборг» — редакция».
Награда за верность и преданность
И напоследок поставим вопрос в другой плоскости: кому выгодно существование прикормленного печатного издания, собирающего бюджетные деньги практически со всех поселений Выборгского района (исключение составляет Светогорск, учредивший собственную газету «Вуокса»)? Ясное дело, районной власти, которая имеет подручное СМИ, верное и преданное, готовое поддержать «кормильцев» в любой ситуации, выдать населению информацию, нередко отражающую действительность, как кривое зеркало.
Свежий пример — массовые протесты жителей Выборга и Выборгского района по поводу грабительских коммунальных тарифов: публикации об этих событиях, о требованиях выборжан пресечь беззаконие, появились во многих изданиях, включая областные и российские СМИ. Газета «Выборг» ограничилась безучастным пересказом официальных комментариев.
Ленинградское «Яблоко» намерено довести информацию по поводу коррупционной схемы на рынке информационных услуг в Выборгском районе до самых высоких инстанций, создать прецедент и положить конец прикармливанию СМИ на бюджетные деньги.