Жительница Выборга Алла Сергеева (данные изменены) решила отдохнуть вместе с малолетним сыном в одной из дальних тёплых стран. Приобрела путёвку, заключила договор с местной турфирмой и уже предвкушала приятное путешествие. Неожиданно ребёнок заболел, и не на шутку: его госпитализировали в областное медицинское учреждение. Понятно, что мама поехала в больницу вместе с сыном.
До вылета на отдых оставалась примерно неделя, и Алла предупредила турфирму о случившемся. Сделала это женщина посредством мессенджера WhatsApp, отправив сообщение на официальный телефонный номер офиса в Выборге. Там выразили сочувствие и надежду на скорое выздоровление, предложив отсрочить дату вылета. К сожалению, вскоре стало понятно, что лечение затянется, да и после выписки ребёнку необходима реабилитация, так что об отдыхе придётся забыть. Алла так же, по WhatsApp, проинформировала турфирму и попросила аннулировать договор.
Ввернувшись в Выборг, женщина отправилась в офис турагентства и написала заявление о возврате денег и расторжении договора. Бумагу отправили в Санкт-Петербург, туроператору. Алле вернули деньги за путёвку (проживание в отеле и страховка), а вот возвратить сумму, уплаченную за перелёт и страховку, отказались. Дескать, сумма уже уплачена авиакомпании, а это – невозвратные потери. Страховка – ладно, мелочь, но деньги, потраченные за неосуществлённый перелёт, женщина хотела бы вернуть, ведь это почти половина стоимости всего тура!
Сергеева обратилась за помощью к выборгскому адвокату Наталье Катанович.
— Выборгский городской суд рассматривал дело около года и принял решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Суд исходил из того, что истица якобы обратилась за аннулированием тура через несколько дней после отлёта самолёта. Переписку с турфирмой в WhatsApp в суд не принял во внимание, не посчитав её документальным основанием. Мы сделали запрос авиаперевозчику, который подтвердил, что за сутки до вылета Сергееву сняли с рейса. Однако суд всё равно остался на своей позиции, исходя из того, что формально истица написала заявление уже после начала тура, — рассказывает адвокат.
Ленинградский областной суд, куда Сергеева обратилась с апелляцией, посмотрел на ситуацию иначе. Региональные служители Фемиды исходили из того, что истица уведомила турфирму не позднее, чем за 24 часа до окончания времени регистрации и была снята с рейса, что подтвердил и авиаперевозчик, а переписка в WhatsApp, безусловно, является надлежащей. Туроператору пришлось не только вернуть стоимость билетов, но и уплатить судебный штраф за отказ возвратить деньги в досудебном производстве по требованию истицы, а также внести неустойку (3 процента за каждый день просрочки).
— Туроператор в своё оправдание ссылался на то, что денежные средства за перелёт были перечислены авиаперевозчику, билеты забронированы, то есть это относится к фактическим расходам, которые не возвращаются клиенту. Однако, согласно нормам федерального Воздушного кодекса, если пассажир отказывается от перелёта за 24 часа до него, деньги обязаны вернуть, — объясняет Наталья Катанович.
Нужно сказать, что WhatsApp, Viber, Telegram и прочие электронные мессенджеры порой вызывают оторопь у судов на местах, привыкших по привычке доверять только бумаге с подписью и печатью. Но Верховный Суд призывает коллег идти в ногу со временем и признавать переписку в Сетях, да и элементарные SMS-сообщения, основанием к удовлетворению исковых требований. Так что не торопитесь удалять переписку с официальными компаниями из мессенджеров – может пригодиться.