120 лет волне: десять выдающихся работ Алвара Аалто


Отцу скандинавского модернизма, талантливому архитектору, дизайнеру и градостроителю Алвару Аалто 3 февраля исполняется 120 лет. Вспоминаем его творения, благодаря которым Аалто вписал себя в историю как признанный гений своего времени.

1. Библиотека в Выборге (1935)

Фото: Егор Королёв

Архитектура Аалто — непременно функциональная, но она дышит за счёт цвета, света, акустики и материалов, особенно дерева. И потому в выборгской библиотеке книги читать хочется. Аалто продумал все: от света, льющегося из круглых окон с потолка, до дверных ручек. Фурор в архитектурном мире вызвал волнообразный акустический потолок. К счастью, библиотеку эту несколько лет назад отреставрировали. А если заранее запишетесь на экскурсию, непременно сможете вглядеться ещё глубже и понять, что в архитектуре не бывает мелочей, и каждый изгиб стены или окна у Аалто — оправданная необходимость.

2. Табурет Stool 60 (1933)

Фото: Wikimedia.org / Ninaraas

Знакомо? Ещё бы: вот уже 85 лет этот трёхногий табурет с круглым сиденьем остаётся образцом функционального дизайна благодаря своей штабелируемости — их удобно хранить. Именно Аалто принадлежит идея делать мебель из гнутой паром клееной фанеры. Дизайнер придумал Stool 60 для библиотеки в Выборге, вдохновлённый своими лыжами. Основанная Аалто компания Artek производит культовый табурет до сих пор, а саму идею активно использует масс-маркет — правда, всё же с четырьмя ножками. Авторские права, знаете ли.

3. Кресло Paimio и другая мебель из гнутой древесины (с 1932)

Фото: Яна Пруссакова

Свои эксперименты с гнутой древесиной, которые позже произвели фурор в мире дизайна, Аалто начал проводить ещё раньше, чем появился Artek. Так, в 1932 году он создал кресло Paimio для одноимённого санатория. Этот предмет мебели — сплошная волна, один из самых распространённых мотивов в творчестве Аалто. Несмотря на то, что кресло — полностью деревянное, сидеть в нём удобно. Вслед за ним появилось множество других, ещё более затейливых и комфортных.

В 1937-м на Всемирной выставке в Париже Аалто представил в финском павильоне свой сервировочный столик Tea Trolley 900.

Фото: Artek

4. Дворец Финляндия (1971)

Фото: Visit Helsinki / Mika Lappalainen

Конгресс-холл «Дворец Финляндия» (FInlandia talo) — пожалуй, самая знаменитая работа Аалто. Монументальное, строгое здание с ломаными линиями фасада белоснежной скалой отражается в водах залива Тёёлё в центре Хельсинки. Это один из ярких образцов скандинавского функционализма.

5. Дом-студия в Мунккиниеми (1936)

Фото: Егор Королёв

Дом с мастерской в хельсинкском районе Мунккиниеми (Riihitie, 20) Алвар Аалто спроектировал для себя. Теперь там музей, который рассказывает, как финский гений представлял себе идеальный дом. Функционально жилище разделено на блоки: башня офиса студии из белого кирпича с угловыми окнами — для работы, а для жизни — рельефная, отделанная контрастным тёмным деревом и натуральным камнем часть с навесом и балконом, обвитая зеленью уровнем ниже. Интерьер настолько живой, что кажется, сам Аалто вот-вот появится из-за угла с чертежом в руках. Мебель, светильники, посуду — всё в этом доме он создал сам.

Идеальное место для работы находится в десяти минутах ходьбы от музея — студия Аалто на Tiilimäki, 20. Огромные окна и амфитеатр, вписанный в ландшафт, — как будто тут всегда так и было.

Фото: Егор Королёв

6. Корпус университета в Отаниеми

Фото: Егор Королёв

В идею проекта учебного комплекса в Эспоо (город-спутник Хельсинки) легло желание создать для нескольких тысяч студентов максимально комфортные условия во взаимодействии с окружающей средой — по-фински суровой, но от этого не менее прекрасной. Самая узнаваемая часть университетского городка, построенного из красного кирпича по проекту 1949 года, — крыша-амфитеатр, обращённая к живописному парку. Чтобы взглянуть на кампус своими глазами, нужно доехать до станции Университет Аалто.

7. Кампус Университета Ювяскюля

Фото: Jyväskylän Yliopisto

В Ювяскюля Аалто провёл своё детство и юность, поэтому город стал творческой площадкой для финского архитектора и градостроителя. Здесь по его проектам было возведено 25 зданий, и главная его работа — это университетский кампус, расположенный на холме. Здания уютно расположились на неровном ландшафте, окружённые пешеходными и велосипедными дорожками.

Фото: Jyväskylän Yliopisto

В кампусе университета студенты, которые приезжают сюда со всего мира, не чувствуют себя «в четырёх стенах», а, напротив, сближаются с природой: за счёт панорамных окон появляется ощущение свободы, так ценимое молодёжью.

8. Ваза Savoy (1936)

Фото: Iittala

Фамилия Аалто с финского переводится как «волна», и он действительно любил эту форму, ведь в ней отражается не только облик и контуры финской земли, но и её образ и даже дух. Созданная для ресторана Savoy ваза из стекла, в которой за счёт плавных изгибов свет с разных ракурсов преломляется по-разному, смотрится стильно с цветами или без. Она стала настоящим финским фетишем и остаётся отличным сувениром, который везут из Финляндии туристы. Финский бренд Iittala до сих пор выпускает изделия из стекла и керамики по эскизам Алвара Аалто.

9. Санаторий в Паймио (1932)

Туберкулёзный санаторий, здание которого с некоторых ракурсов напоминает раскрытую книгу, стал самым рационалистическим проектом в творчестве Аалто, за что и снискал мировое признание. Вместе с соснами длинные и узкие корпуса с узкими окнами и горизонталями балконов стремятся вверх. Взаиморасположение и ориентация блоков четко следуют их функциям. Здание пансионата сохранилось вместе с интерьерами до сегодняшнего дня — в том виде, в каком и задумывал Аалто. Желающие могут осмотреть санаторий, заказав групповую экскурсию.

10. Вилла «Майреа» (1939)

За свою карьеру Аалто построил около 75 частных домов, но самым важным для истории архитектуры стала вилла «Майреа» в стиле модерн на западе Финляндии, в 15 км от Пори. Заказчики — строительный магнат Гарри Гуллихсен и его жена Майра, большие любители и просветители искусства, — никак не ограничивали фантазию архитектора. Высокий потолок в просторной гостиной, обитый сосной, декорированные берестой колонны, земляная крыша сауны. Эта спрятанная в уютном уголке зелени вилла — метаморфоза: Аалто поиграл с текстурами и материалами так, что с улицы к дому, от входной двери вглубь жилища обстановка становится всё более уютной.

«Как прекрасна может быть наша земля, если строить здесь должным образом», — говорил Алвар Аалто. Он не вторгался в окружающую городскую и природную среду, а всего лишь дополнял её. 120 лет прошло со дня рождения Аалто, а здания его стоят и реставрируются, предметы дизайна продолжают пользоваться популярностью. Редкое северное солнце заглядывает в его библиотеки и дома со всех возможных сторон, и потому становится теплее и уютнее. Чего и добивался Аалто.

Fontanka.Fi

Оцените статью
Выборгские ведомости
Добавить комментарий