Выставка петербургского художника «Панагея пространства» открылась в минувшую среду в галерее «Арт-холл». Помимо картин Сергея Опульса собравшимся представлена и книга о его творчестве — желающие могли купить ее и подписать у автора.
Арт-менеджер художника и его жена в одном лице, Наталья Булгакова провела для гостей настоящую экскурсию, рассказывая о картинах Сергея Марковича. Выступил и издатель книги, друг художника, с которым они познакомились на Коневце во время пребывания в монастыре. Такой интересный факт из биографии художника – он около года был трудником в Коневецком монастыре, служил также на Валааме, но понял, что монашеская жизнь – это призвание, а его призвание — живопись.
У него интересная судьба: родился в Ташкенте, окончил там художественное училище, а потом – вертолетное училище в Самарканде, служил четыре года в Афганистане, имеет награды за мужество и храбрость. В девяностые приехал в Петербург, был очень востребованным художником, многие картины продавались за рубеж. В нулевые годы начался спад интереса к русскому искусству на Западе, и оставаться известным на родине тоже было непросто. После успешных в финансовом отношении лет наступило довольно сложное время. Как и большинство творческих людей, Сергей Маркович не умеет «продавать себя». С 2009 года этим занимается Наталья Булгакова, организовывая выставки и презентации. У художника за плечами — более семидесяти выставок – коллективных и персональных, он член ассоциации « Искусство народов мира», состоит в Союзе художников России. После 2010 года – сегодняшняя экспозиция для него первая персональная.
Сергей Маркович – ортодоксально православный. На вопрос, с какого времени он считает себя верующим, отвечает, что это было всегда. Дворяне (а он из дворянского рода) не переставали верить в Бога и в атеистические времена. Его родители уехали во время войны в Ташкент с оборонным заводом. И эта военная линия в семье была всегда. Служение Отечеству и Веру нужно возрождать, — считает художник.
На выставке, соответственно, представлены многочисленные уютные и невероятно красивые церковки, немалое количество видов Коневца, пейзажи России, Юга, Востока, а есть и Ханила (Финляндия). На вопрос об обширной географии представленных картин, Сергей Маркович отвечает, что виды Ханилы связаны с его интересом к Маннергейму, очень неординарной личности. В Петербурге же сейчас работает его выставка, полностью посвященная Афганистану. В «Арт-холле» также было представлено несколько «афганских» картин. В его живописи неоднократно появляется военный вертолет, такой маленький на фоне грозной красоты гор…
В восьмидесятые художник активно занимался профессиональным альпинизмом, так что есть и скальные пейзажи, и горные вершины, и необычайная морская синь («Далматинская крепость. Дубровник»).
Много говорилось об особой энергетике его картин. В самом деле, яркие краски пейзажей, иногда обозначенные в названии («Вертолетик в розовых горах»), создают особую атмосферу выставки. На вопрос, к какому течению он относит свою живопись, Опульс отвечает, что на него оказали сильное влияние барбизонцы (предшественники импрессионистов), но, естественно, он «пропустил их через себя».
Что касается названия выставки, то это новояз автора, который соединил в нем три понятия. Панагия — образ Богоматери, который скрытно носят на груди, перигей – наиболее близкое расстояние от орбиты Земли до Луны (мы, как известно, очень подвержены лунно-эмоциональному влиянию) и Пангея – праматерик, которым когда-то была вся суша Земли.