Деревенские фигуры Татьяны Гордеевой

Татьяна Гордеева — скульптор, работающий с глиной. Малые формы этого вида искусства, демонстрировавшиеся в «Арт-холле» на прошлогодней рождественской выставке, произвели довольно сильное впечатление, тем более, что раньше она в Выборге не выставлялась. А в этом году Татьяна получила приз «За остроту раскрытия образа» на конкурсе декоративно-прикладного искусства в Тихвине. Ее работы показывают как бы обобщенный характер, типаж, сохраняя, тем не менее, и конкретные черты изображаемого человека. Фигуры очень цельные, и удивительно выразительные: Прихожанка, Торговка на рынке, Деревенская бабка с ребенком.

Скульптор живет в Ермилове. Когда-то приехала туда ребенком вместе с родителями, потом они переехали в Ленинград. А Татьяна после окончания института и работы в Волосове, уже вместе с мужем, вернулась на малую родину. Жизнь как бы описала круг, завершив какой-то определенный цикл.
Татьяна говорит, что пошла по художественной стезе благодаря соседу по даче, художнику. Он посоветовал отдать девочку в школу при Академии имени Репина. Уже к восьмому классу она выбрала специализацию — скульптура. После школы поступила в Государственный академический институт живописи и скульптуры имени Репина, распределилась преподавателем в петергофскую детскую художественную школу. Условий не было, и они с мужем перебрались в Волосово, где, по крайней мере, предоставили жилье. Муж — тоже скульптор. В студенческие годы они много ездили, путешествовали, побывали в творческой командировке на БАМе. Позже, уже с маленькой дочкой, ездили на Урал, в Таллин. Потом были тяжелые девяностые…Зарплату не платили по два — три месяца Выживали за счет огорода: картошки и капусты, которую там сажали. Помнит, что зарплату как-то выдали мясом. В Волосове родился и сын.
Уже в 97-м они вернулись в Ермилово, где от родителей остался дом. Татьяна говорит, что свою роль сыграли воспоминания детства, наверное, и еще то, что она любит ковыряться в земле. Деревенские пейзажи ее радуют, и лепит она то, что видит вокруг: домашних животных, сельских жителей. Из направлений в скульптуре ей нравится модерн, особенно после того, как она с учениками стала работать со стеклом. Любит серебряный век: Бенуа, Серебрякову. Татьяна всю жизнь по возможности покупала литературу по искусству. У нее 80 книг о великих художниках. А что касается чтения художественной литературы, то — всеядна. Перечитывает как советскую, так и русскую классику. Наряду с Толстым и Карамзиным, Аксаковым может взяться за чтение советского фантаста Беляева.
С 1997 года она работает в Приморске. Вначале занималась с учениками всеми видами творчества: рисунком, живописью, лепкой, графикой в художественной школе, а теперь работает в Доме творчества. Учить детей интересно, они очень отвлекают от проблем в тяжелые периоды жизни. Но устает, конечно. Ездит в город из Ермилова каждый день, за исключением двух выходных в неделю, уже почти пятнадцать лет. Сейчас она в школе обучает детей и искусству керамики, изготовлению витражей. Дети часто становятся призерами разных художественных конкурсов. Но количество никому не нужной бумажной работы, отчетов и документации порой сильно угнетает. Татьяна Николаевна рассказывает об этом спокойно, также, как и о жизненных невзгодах. Она производит впечатление очень терпеливого человека, молча преодолевающего трудности. Профессия накладывает отпечаток — сколько труда и стараний нужно, чтобы создать даже маленькую фигуру…
А что касается тяжелых времен, то их было немало. В прошлом году сгорел их дом. Хорошо, что к этому времени они постепенно выкупили у соседей небольшую однокомнатную квартиру. Теперь на семнадцати метрах живут трое взрослых: родители и восемнадцатилетний сын. Дочь вышла замуж, живет отдельно. С другой стороны, дети встали на ноги, и у Татьяны высвободилось время для творчества. Как это часто бывает у женщин, пока дети подрастали, было некогда. В институте они с мужем ежегодно принимали участие в студенческих выставках, а когда работали в Волосове, регулярно выставлялись в Смольном, на вернисажах преподавателей. А после переезда всякие выставки практически прекратились.
Зато теперь она может возиться с глиной, под настроение, по ее словам, всю ночь. Есть желание и принимать участие в выставках. Но проблема в том, что для больших фигур нужна печка для обжига. Для изделий из керамики и с глазурью также нужен повторный обжиг. Так она то к одному обратится, то к другому. Часто с этой проблемой помогает керамист Ольга Шелепова.
Муж экспериментирует, сделал небольшую печку для обжига керамики. Пытается и дом восстановить. А так — все производство пока на улице.

Оцените статью
Выборгские ведомости
Добавить комментарий