Детская самодеятельность — на грани выживания


Недавно на встрече Президента РФ со знаменитым ансамблем «Березка» зашел разговор о том, как сегодня выживают сельские дома культуры.

Невольно обозначился и круг проблем, связанных с их существованием. В частности, Владимира Путина заинтересовал вопрос, как выживают в нынешних условиях детские коллективы.

Вопрос не праздный: именно детская художественная самодеятельность больше всего пострадала при переходе от социализма к капитализму. Советская власть в свое время уделяла пристальное внимание пропаганде, поэтому культура жила сравнительно неплохо. Во всяком случае, тогда зарплата сельских культработников начиналась от 140 рублей. Самодеятельные коллективы не испытывали трудностей при пошиве сценических костюмов, покупке специальной обуви. Но когда прежняя система рухнула, сельские клубы и дома культуры оказались на грани выживания. Мало того, что ставки культработников, по нынешним меркам, очень низкие, но к тому же бюджетные деньги теперь выделяются только на зарплату и коммунальные расходы. Где брать средства на все остальное, чиновников не интересовало и не интересует.

Отсутствие внимания к сельской культуре приводит к самым плачевным последствиям, и в первую очередь это касается подрастающего поколения. Дети, выросшие в «глубинке», и без того обделены в плане культурного воспитания. Удаленность музеев, отсутствие кинотеатров, унылая поселковая архитектура — все это никак не способствует гармоничному развитию личности. В результате общество получило несколько поколений сельской молодежи, которая успешно спивается. Хотя именно неискушенные и неизбалованные сельские дети особенно восприимчивы к художественной самодеятельности. Им недоступны театры, поэтому они с удовольствием занимаются в театральной студии, им недоступны концерты профессионалов, поэтому они охотно сами поют в хоре и танцуют в балетном кружке. Казалось бы, необходимо поддержать клубы и дома культуры, но, похоже, чиновники и депутаты плохо представляют себе, что для этого надо. И, главное, — сколько это стоит.

Зарплата

Немногие знают, в какой странной ситуации сегодня оказались детские коллективы. Половина их руководителей на самом деле получает не свою заработную плату. Из бюджета оплачивается только труд руководителей образцовых (народных) коллективов, но чтобы получить это звание, коллектив должен успешно просуществовать 5-7 лет. А до того времени предлагается содержать кружки на платной основе, и ежемесячная плата за посещение кружка должна быть не меньше 500 рублей. Поскольку в районе средний уровень зарплат составляет сегодня примерно 6 тысяч рублей, понятно, что немногие родители могут себе позволить оплачивать занятия ребенка в коллективе художественной самодеятельности. Поэтому руководители необразцовых ансамблей традиционно занимают ставки методистов и другие штатные должности в сельских ДК.

А теперь давайте подсчитаем, какие средства необходимы для нормального содержания детского коллектива, к примеру, хореографического.

Транспорт

Если раньше, еще несколько лет тому назад, транспорт для поездки детей в Выборг или Питер можно было заказать на предприятии, которых у нас в районе немало, и директора этих предприятий готовы были помочь, то теперь они в подобной просьбе, скорее всего, откажут. Поскольку не имеют лицензии на перевозку детей, да и техосмотр заводские «пазики» не всегда проходят в срок. И теперь, чтобы повезти куда-то юных танцоров, приходится заказывать автобус у автотранспортной фирмы. Перевозчики просят в среднем 1,5 тысячи рублей за час работы своего транспортного средства. Таким образом, поездка из Каменногорска в Выборг обходится в 3 тысячи рублей, а чтобы свозить детский коллектив на областной конкурс из Выборга во Всеволожск, придется заплатить около 10 тысяч рублей. Где взять такие деньги?

Костюмы

Цены на сценическую обувь примерно таковы: туфли — от 1200 рублей, сапоги — от 1600 рублей, балетки — от 140 рублей, джазовки — от 200 рублей, пуанты — от 350. Метр ткани сейчас в среднем стоит 300 рублей, пошив — и того дороже. Даже составление эскиза сценического костюма требует денег — от 600 рублей. И не надо думать, что удается использовать старые наряды: требовательные жюри на конкурсах хотят, чтобы костюмы соответствовали образу. Это касается не только театральных и хореографических коллективов, но даже хоровых. Да и на фоне той роскоши, которую мы видим на экранах телевизоров, никому не хочется выглядеть совсем уж бедно, зритель, даже деревенский, не пойдет смотреть на таких артистов. В общем, чтобы худо-бедно нарядить коллектив для исполнения одного номера, нужно не менее 10 тысяч рублей (не считая обуви). А в год положено ставить четыре концертных номера.

Конкурсы и фестивали

Любой коллектив должен участвовать в конкурсах и фестивалях. Во-первых, для того, чтобы доказать необходимость своего существования, во-вторых, чтобы у ребят был стимул совершенствоваться, в-третьих, чтобы дети и руководители могли почерпнуть из общения с другими творческими группами что-то новое. Но стоит это удовольствие весьма недешево: в прошлом году, к примеру, поездки на трехдневные областные фестивали обошлись ансамблям из Каменногорска и Светогорска в среднем по 20 тысяч рублей, причем, львиную долю затрат составили расходы на транспорт. А на поездку на российский конкурс коллективу из 10 участников потребуется 40 тысяч рублей. Есть еще и международные конкурсы, куда тоже очень хочется поехать, но там участие одного ребенка обойдется уже примерно в 400 евро (4000 евро на коллектив).

Итог: одному детскому ансамблю в год необходимо около 200 000 рублей. Ясно, что таких денег муниципалитеты детской самодеятельности не выделяют. Предполагается, что все расходы будут оплачиваться из кармана родителей, либо коллективы сами заработают такие суммы. Это нереально. Потому сегодня руководители детских самодеятельных коллективов вынуждены идти с протянутой рукой к спонсорам, а директора предприятий могут по полгода решать вопрос о выделении небольшой суммы.

… Если у этой проблемы и нет решения, лежащего на поверхности, то его надо искать. Может быть, стоит вспомнить о прежней системе шефства. А при планировании местных бюджетов неплохо было бы выделять средства не на учреждения культуры вообще, а определенные суммы — конкретным творческим коллективам, отдавая при этом приоритет детской художественной самодеятельности.

Оцените статью
Выборгские ведомости
Добавить комментарий