Какой портрет, какой пейзаж!

Новые передвижники выставились в филиале Эрмитажа

Значимая выставка открылась в центре «Эрмитаж-Выборг» в минувшую пятницу. Санкт-Петербургский Творческий Союз художников представил свою передвижную выставку, уже побывавшую в музеях и культурных центрах других городов. «Петербургские встречи» — так называется экспозиция, демонстрировавшаяся в художественных и архитектурно-музейных центрах Новгорода, Пскова, Петрозаводска, Архангельска и Мурманска.

Наталья Дока, председатель СПбТСХ, довольно подробно рассказала на открытии об истории создания союза, образованного еще в 1918 году под названием «Первый профессиональный трудовой Союз художников Петрограда». Двадцать лет назад союз возобновил свою работу, продолжая традиции независимого искусства 20 века, свободного от каких-либо идеологических влияний. В разное время в объединение входили знаменитые художники, имеющие знаковое, культовое значение для искусства (Сомов, Бенуа, Добужинский, во второй половине двадцатого века — Васильев, Шемякин, художники из группы «Митьки»).

Представлены публике были приехавшие на открытие председатель секции живописи Анатолий Васильев и члены оргкомитета: Ирина Музырина, Иван Бондаренко, Мария Трегубенко и другие. На открытии присутствовали такие известные живописцы, как Дмитрий Шагин, основатель андерграундной группы «Митьки» и, можно сказать, целого направления в искусстве, Андрей Кузнецов, также участник группы с момента основания. Колоритный Шагин, которого тут же окружили журналисты, с удовольствием рассказывал о своей картине «Подводники идут в баню», шутил в «митьковской» манере.

Альтернативный союз собрал художников разных поколений, работающих в разных материалах, в разной манере и стилистике. В него вошли и авторитетные группы мастеров с устойчивой художественной концепцией. Представители старшего поколения СПбТСХ продолжают традиции авангарда начала 20 века, а среднее — вышло из андеграунда. Как рассказали организаторы, целью передвижной выставки и является показать разнообразие существующих направлений и стилей, представить различные школы, направления и течения, присущие художественным традициям, родившимся именно в Петербурге начала 20-го века.

Ирина Музырина, зампредседателя СПбТСХ, подчеркнула, что отбирают для передвижной выставки наиболее характерные для художника и направлений вещи. Не только живопись, но и скульптуру, например, макет объекта «Тайная вечеря» Виктора Сиренко, «Хармс» Алексея Архипова. Как правило, часть работ остается в фондах музеев, поэтому в центре «Эрмитаж-Выборг» каждый автор представлен одним — двумя творениями.

Смысл и ценность выставки — в ее разнообразии, каждый посетитель найдет что-то свое в многочисленных портретах, пейзажах и жанровых картинах. На первом этаже солнечностью красок притягивал взгляд «Яблочный спас» Виктора Сиренко. Художники уходят от конкретики, сюжета, поэтому нечетки силуэты «В кафе» у Виктора Чернова. Улавливаешь скорее настроение, а не изображаемый интерьер. А «Дворик» Марины Мамкаевой, «Дом» Анатолия Заславского, «Город» Виктора Левченко (на фото справа) вполне, даже подчеркнуто рельефны. У них, как на детском рисунке, каждый предмет важен не деталями, а созданием обобщенного образа. Реализм как таковой на выставке не представлен.

Иван Бондаренко, отвечая на вопрос корреспондента «ВВ», есть ли что-либо общее у разноплановых художников, участников передвижной выставки, ответил, что они в своем творчестве все опираются на ассоциативность восприятия. Символический образ коня и всадника («Сто лет» Бондаренко) отсылает к истории, а пейзажи Екатерины Омининой, Владимира Архипова и Александра Румянцева расплывчаты и туманны, как наши мечты и стремление к природе.

Выставка будет открыта до 30 ноября.

Оцените статью
Выборгские ведомости
Добавить комментарий