Кино на любой вкус

Кино на любой вкус
Кино на любой вкус
Кино на любой вкус
Кино на любой вкус
Кино на любой вкус
Кино на любой вкус
Кино на любой вкус
Кино на любой вкус
Кино на любой вкус

Фильмы дебютантов превзошли работы опытных режиссёров

Фанфары выборгского кинофестиваля отгремели, а впечатления от просмотра лент, представленных в различные конкурсные программы «Окна», остались. Часть фильмов уже осенью появится в прокате. Поэтому считаю нелишним поделиться впечатлениями — своими, а также знакомых и совершенно незнакомых мне людей.

Классика от Котта и Шаляпина

Начну с того, что в прокате, вероятно, не появится, однако, на мой взгляд, заслуживает особого внимания. В этом году в игровом конкурсе были представлены сразу две работы, снятые по мотивам произведений Горького и Достоевского — это фильм «Бесы», ставший режиссёрским дебютом актёра и сценариста Романа Шаляпина, а также картина вполне опытного Владимира Котта «На дне», удостоенная специального приза жюри «за актуальное прочтение классики».

У Котта, который снимал своё кино на самой настоящей помойке, сложился довольно интересный актёрский ансамбль: Семён Трескунов, Михаил Ефремов, Евгения Добровольская, Агния Кузнецова, Сергей Сосновский, Олег Васильков, Борис Каморзин. Режиссёр поделился, что в буквальном смысле «посыл» снимать историю о «бывших людях» он получил однажды на Арбате, когда, прогуливаясь, был послан маленькой девочкой за то, что дал ей хлеб вместо денег «на хлеб».

— Чувствуя собственную правоту, с одной стороны, я испытал тогда и унижение, и беспомощность, — рассказывает режиссёр. — Обратившись к классике, я подумал, что это очень российская и современная история. Постепенно погружаясь в материал, я понял, что даже переделывать ничего не надо. Горький написал пьесу прямо перед революцией 1905 года, и ему удалось передать предчувствие крушения мира, которое так же сильнО и сейчас. Приходит Лука, врёт и дает всем надежду, а может, и не надо её давать? Может, сказать, что мы все сдохнем? — говорит Владимир Котт.

Режиссёр долго искал актера на роль Луки — мальчика, который родился из мусора и ушёл в мусор, — пока не решил снимать Семена Трескунова, юного, но уже опытного артиста с солидной фильмографией. Что касается самого известного из актёров — Михаила Ефремова, то режиссёр поделился, что боялся с ним работать, поскольку первоначально, до прочтения сценария, роль бомжа его не заинтересовала.

Тем не менее, кино сложилось: бьёт по больным местам, заставляет задуматься … Если вдруг появится в прокате, советую не пропустить. Конечно, не любителям американских комедий.

Фильм «Бесы» Романа Шаляпина — режиссёрский дебют. Окончивший в 2006 году ГИТИС режиссёр, вместе с актёром Евгением Ткачуком, сыгравшим в картине главную сложнейшую роль Верховенского — соавторы сценария.

Евгений Ткачук уже знаком выборжанам: на прошлом «Окне в Европу» за главную роль в картине «Зимний путь» он был удостоен специального приза жюри «За лучшую актёрскую работу». В «Бесах» Ткачук блистал не меньше, однако кино получилось тяжёлое, прямо скажем, не зрелищное. Тем не менее, лично мне показалось ценным уже то, что молодые кинематографисты — а в картине заняты исключительно молодые и начинающие актёры — не только читают классику, но и жаждут донести до зрителя мысли такого пророка как Достоевский.

— Так получилось, что за одно лето я перечитал всего Достоевского, — рассказывает режиссёр. — Когда дошёл до «Бесов», мне показалось, что тема невероятно близка моему состоянию души. Я хотел пережить собственных «бесов». Кроме того, я понял, что пространство, в котором у нас находилась студия, идеально отвечало условиям, заданным книгой.

— Долгое время я жил на заводе, на котором проходили съёмки, — вступает в разговор Евгений Ткачук. — До начала съёмок в любое время суток я мог спокойно ходить там. Но потом, когда мы закончили работу — всё изменилось. Пространство как будто пропиталось этой безумной энергией, словно резонировало. Однажды днём, отправляясь за дровами, я почувствовал невероятный страх. Мне казалось, что за каждой стеной кто-то есть. И я понял, что не могу там больше находиться. Пришлось переехать, — продолжает Евгений Ткачук.

Как известно, роман «Бесы» довольно объёмный. Многие зрители оценили, что для постановки режиссёр выбрал именно эту часть, с монологом Верховенского. К нему авторы, собственно, и вели, ради него придумали свою, отличную от классической, версию.

— Нынешнее состояние общества подтолкнуло нас снять этот фильм. Надеюсь, мы сказали то, что хотели сказать! — заключают авторы.

Кино, скорее всего не появится на экранах, однако почти наверняка — в интернете.

Римэйк «Кавказской пленницы»: смотреть или не смотреть?

Представляя «Кавказскую пленницу», режиссёр Максим Воронков упорно просил не называть свою работу римэйком, а лишь развлекательным аттракционом… Но, на мой взгляд, не стоит путать кислое с пресным: картина, снятая по знакомому большинству россиян сюжету, полностью повторяет авторскую версию Гайдая, включая характеры актёров и главную музыкальную тему, «Где-то на белом свете».

Другое дело, что в защиту этого кино есть свои аргументы. К примеру, ярая поклонница советского кинематографа, журналист агентства «Киноавтограф» Оксана Семёнова, до просмотра настроенная негативно, выходя из зала, кардинально изменила свою точку зрения.

— Картина потрясающая! Аттракцион удался! Мне было любопытно увидеть мастеров советского кино в образах, которые были в старом фильме. Например, было неожиданно, и мы любовались игрой Хазанова в роли Саахова. Потрясающе сыграла эпизодическую роль Лариса Удовиченко. Очень точное попадание в образ Никулина получилось у Добрынина. Хотя, конечно, говорят, что переиграть Юрия Никулина невозможно, но, если не думать и не сравнивать, то получилось здорово. Конечно, в новом фильме сложилась более современная троица, оперирующая современными шутками, что её совсем не портит. И всё же тем, кто пойдёт смотреть это кино, сравнивать — не советую. Просто наслаждайтесь!

«Дедушка моей мечты» — история о золотой рыбке на новый лад

Комедию «Дедушка моей мечты», снятую Александром Стриженовым по сценарию и рассказу Леонида Якубовича, которого прежде ругали за «Юленьку» и отчасти хвалили за первую часть картины «Любовь-морковь», выборгские зрители от души наградили аплодисментами. В конкурсе «Выборгский счёт» фильм получил серебряную ладью. Леонид Якубович в фильме сыграл героя-золотую рыбку — Дедушку. Жена режиссёра Екатерина Стриженова снялась в паре с Николаем Добрыниным: в фильме Добрынин играет мужа — Белкина, Стриженова — его жену, Белкину. В не менее заметной роли — находчивой подруги жены, занята актриса Анна Ардова.

Надо сказать, что история балансирует на грани сказки и реальности. И, как всегда в таких случаях, возможностей развернуться у режиссёра было немало.

Самая большая проблема главного героя, по мнению Александра Стриженова, не чужда многим: верить во всякий бред человеку намного проще, чем поверить в себя.

— Мне кажется, что всё, над чем я экспериментирую, смеюсь и плачу в этом фильме — предельно ясно. К примеру, почему отдать последние деньги бывает легче, чем отдать 5 тысяч из миллиона. Кто такой этот дедушка, я понятия не имею: может быть, случайный бомж, который забрёл в квартиру, может быть, домовой, который вылез из-за шкафа. В любом случае, он — та лакмусовая бумажка, на которой проявляются все проблемы.

— Вообще я хотела пробоваться на роль Дуси, которую в фильме великолепно сыграла Анна Ардова. Но муж сказал, что я должна сыграть другую роль. Какой получилась моя героиня — решать вам. Мы долго её придумывали, старались, — улыбается красавица Екатерина Стриженова. — Нам было здорово работать с автором «Дедушки» Леонидом Якубовичем, который порой выделывал на площадке невероятные кульбиты. Что касается финала, то на эту тему мы с Сашей спорили. Я бы закончила фильм чуть раньше, но режиссёр видит по-другому. Он даёт им шанс!

В ритме фарса, или «Зимы не будет»

Шикарный актёрский состав зрители увидели в фильме Ильи Демичева «Зимы не будет». Ингеборга Дапкунайте, Ксения Раппопорт, Александр Самойленко, Сергей Колтаков и Никита Ефремов сработали отлично, заслужив специальный диплом жюри игрового конкурса «за актёрский ансамбль».

По сюжету, привычный, скучный и до боли знакомый мир главных героев неожиданно превращается в безумный фарс в тот самый миг, когда над Землёй нависает угроза столкновения с гигантским метеоритом. Конец света неизбежен. И тут герои пускаются в остервенелую пляску по краю бездны. Несмотря на то, что автор картины Илья Демичев уверяет, что снимал картину без расчёта на прокат, мне кажется, что кино непременно будет в кинотеатрах.

— На съёмках всё было гладко, профессионально, от задуманного мы не отошли, — сразу после премьеры рассказывает режиссёр и автор сценария Илья Демичев. — Хотя, вообще, это авторское кино — полусон, полумиф: чёткого жанра у фильма нет, это такой фарс — не фарс… Я дал себе свободу для того, чтобы потом смонтировать то, что мне захочется. Таким образом, изначально имел большой диапазон, так сказать, люфт. Всё это привело к тому, что после съёмок был долгий процесс обдумывания в процессе монтажа. По моим ощущениям, кино получилось.

На мой взгляд, нелюбительницы этого жанра, фильм сложился, показался своевременным и понятным. Большинству зрителей тоже понравилось.

«Пациенты» — дебют, удостоенный реверанса Матизена

Картина Эллы Омельченко «Пациенты», безусловно, является одним из фильмов, заслуживающих особого внимания. Об этом говорит уже то, что, во-первых, выборгскому зрителю фильм определённо понравился, а во-вторых, работа была удостоена приза Гильдии киноведов и кинокритиков, сценарий картины — приза имени Саввы Кулиша «За творческий поиск» с формулировкой «за оригинальность драматургических решений», а сама режиссёр — специального приза жюри «За дебют».

В течение полутора часов автор рассказывает зрителю нескучную историю о молодой семейной паре, при этом мастерски жонглируя гранями мировоззрений психоаналитика и священника. Умышленно сталкивая материалистическое мировосприятие с духовным, режиссёр словно пытается понять: кто же, в конечном счёте, победит?

Как рассказал режиссёр, во время съёмок им пришлось столкнуться со многими сложностями. Консультации с психоаналитиком и православным священником помогли достигнуть полученного результата.

— Для меня эта победа — большая неожиданность. Я счастлива. Идея снимать это кино родилась у меня после прочтения рассказа Димы Лемешева. Я загорелась этой историей, и мы начали над ней работать. Со временем, появился сценарий. Дима, как мне кажется, потрясающий, современный, молодой талантливый драматург, — эмоционально делится впечатлениями Элла Омельченко. — Надеюсь, он вырастет в драматурга, не будет только сценаристом, — и у нас с ним будет совместное творческое будущее. Найти хорошего драматурга, сценариста — очень сложно. Потому что нащупать грань, найти язык, который был бы современным и в то же время понятным — задача непростая.

У тех, кто бывает в Москве, 1 сентября будет ещё одна возможность посмотреть это умное кино. Столичная премьера фильма «Пациенты» состоится в киноклубе «Фитиль» на Фрунзенской набережной, 12, 1 сентября в 19 часов.

В фокусе — семейные истории

В этом году «Окно в Европу» журналисты называли семейным фестивалем. «Сын», «Спасибо, папа», «Мама дарагая», «Дедушка моей мечты», «Прадед» — далеко не все фильмы, рассказывающие о ситуациях, возникающих в кругу родных людей. Говорит ли это о том, что российские режиссёры стали больше размышлять об отношениях отцов и детей и, если хотите, о кармических связях? Определённо: да.

Режиссер Вера Сторожева привезла в Выборг картину «9 дней и одно утро». По сюжету, Анна, бывшая детдомовская воспитанница, приезжает на родину, в российскую провинцию. Усыновлённая в детстве французской семейной парой, Анна выросла и сделала карьеру фотомодели в Париже, а теперь занимается благотворительной деятельностью от лица известной косметической фирмы. За девять дней, проведенных в родных местах, Анне предстоит узнать новых людей и переосмыслить свою жизнь…

Центральные роли в фильме исполняют Анна Щербинина, Ольга Попова, Ксавье Галле (Франция), Сергей Пускепалис, Глеб Пускепалис, Светлана Тома и 11-летняя дебютантка Ника Анаскина. Режиссёр представляла фильм вместе с Никой Анаскиной а также российской и французской актрисой и моделью Анной Щербининой, которая параллельно снимается в Голливуде. Очаровательная и простая Анна, прилетевшая на премьеру со своим папой, во время премьеры внимательно прислушивалась к реакции зрителей и осталась довольна результатом.

— Люди смеялись, радовались, думали, грустили вместе с нами, — говорит актриса. — И это главное. Для меня Вера — любимый российский режиссёр! Я с удовольствием снимусь у неё ещё! Что касается работы во Франции, то я начинала с карьеры фотомодели, потом училась и стала актрисой, снялась в нескольких французских фильмах и сериалах. А недавно мне по-настоящему повезло: я проходила кастинг и на роль в своём новом фильме — пока я не могу раскрывать его названия — меня отобрал мой любимый американский режиссёр Мартин Скорсезе! — поделилась актриса.

Картина «Мама дарагая» Ярослава Чеважевского снята в комедийном жанре и получилась у режиссёра лёгкой и непринуждённой. Понятная история, в основе которой — проблема отделения взрослого сына от любимой одинокой матери, оригинальный юмор, а также замечательный актёрский ансамбль явились залогом успеха ленты.

В фильме снялись Марина Голуб, Ксения Раппопорт и Юрий Колокольников, Нина Лощинина и Дмитрий Аверин, Артур Ваха и Игорь Яцко, а также другие замечательные артисты. Существенно украсили картину две песни небезызвестного музыкального коллектива «Моральный кодекс».

К сожалению, описать все достойные работы в одной статье я не могу. Советую, при случае, обязательно посмотреть картину Ильмара Раага «Я не вернусь», а также фильм Грачьи Кешишяна «Спасибо, папа». Особого внимания заслуживает работа «Крылья» Алексея Лобанова: несмотря на то, что лента демонстрировалась в рубрике «Кино-детям», её занятно посмотреть всей семьёй. Советую также смотреть картину «Две женщины» Веры Глаголевой и «Василису» Антона Сиверса со Светланой Ходченковой в главной роли.

Ну а буквально через неделю в «Выборг-паласе» начнут демонстрировать детский фильм «Тайна четырёх принцесс» Олега Штрома, также представленный в рамках программы «Окна» «Кино-детям».

Оцените статью
Выборгские ведомости
Добавить комментарий

  1. Torgels
    Любое сюжетное искусство вторично. На сегодняшний день существует только 36 драматических ситуаций, в рамках которых и разрабатываются все произведения. Так что вторичность не показатель.
    Вопрос именно в отношении к фильму — если ремейк, то зачем с такой скрупулезной точностью повторяющий оригинал? Ремейки есть на многие фильмы, но до детального копирования, насколько знаю, никто не доходил.
    А если, как говорит режиссер, фильм есть не более, чем аттракцион, то сразу вопрос — зачем? Бюджет фильма — 125 миллионов. Дороговатый аттракцион, хоть деньги и не государственные (т.е. наши). Пока что аттракцион похож на еще один кирпич в стену крематория, строящегося для отечественного кинематографа.
    Но для в любом случае обоснования мнения "хорошо/плохо" надо кино смотреть. Вот и посмотрю.
    Ответить
  2. Torgels
    Посмотрел отзыв на новую "Кавказскую пленницу": http://www.gazeta.ru/culture/2014/08/21/a_6185217.shtml
    Надо будет зазырить по возможности.
    Ответить