Кукольных дел мастер

Ленинградский Государственный театр драмы и кукол «Святая крепость» за многие годы со дня открытия в Выборге завоевал признание и популярность у жителей нашего города. Коллектив театра много гастролировал, участвовал в международных фестивалях. У «Святой крепости» — солидный и разноообразный, постоянно обновляющийся репертуар, здесь работают творческие, преданные своему делу люди, о каждом можно рассказать много интересного. Сегодня я решила встретиться с одним из старейших работников театра, главным художником Владимиром Волынцевым, который в конце апреля отметит свой шестидесятилетний юбилей.

— Владимир Александрович, Вы пришли работать в театр по призванию?
— Скажу честно, случайно. Ведь «по призванию» — это когда с детства о чем-то мечтаешь. А я вообще не знал, чего я хочу. Когда окончил школу, а одновременно я окончил и художественную школу-студию, нужно было решать, где учиться дальше. Родители однозначно настаивали, что надо идти учиться в какой-нибудь художественный институт. При этом мне никто не разъяснил, что художественное образование – это довольно широкий спектр интересных профессий. Я же рассудил так: зачем мне учиться на художника, если я и так умею рисовать. И я поступил в железнодорожный институт – просто за компанию с другом. На втором году обучения понял, что все это мне совсем неинтересно. И ушел. Чтобы не идти в армию, поступил в Выборгское авиационное училище. Опять же никак не по призванию. Но окончил его с красным дипломом и уехал работать на Сахалин. Три года работал там на вертолетах. А потом – несчастный случай: разбился на дельтаплане. Получил довольно серьезные травмы. Пришлось вернуться в Выборг. Вот в этот период я уже задумался всерьез: кем же мне быть. Поразмышляв, что я все-таки больше творческий человек, чем технический, поехал и легко поступил в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени Мухиной (ныне Академия имени Штиглица) на факультет декоративно-прикладного искусства. Выбрал специализацию – книжная графика. Но мои травмы давали о себе знать. Предстояло перенести еще несколько сложных операций, поэтому большую часть обучения пришлось пройти самостоятельно.
— Как Вам кажется – учеба в технических учебных заведениях пригодилась в театральной работе?
-А как же. Я считаю, это очень хорошо, когда человек разбирается в технических вопросах и в то же время к их решению подходит с точки зрения художника. Определенная эстетика в каком-либо механизме всегда радует глаз. В то же время в процессе творчества, например, при создании образа театральной куклы, важно заранее представлять, какую механику можно будет в нее заложить. Да и в театр я был принят не как художник, а как мастер по изготовлению механики кукол.
— Я видела почти все спектакли в вашем театре. И детские, и взрослые. Многие спектакли с очень интересными куклами. Значит, то, как они работают, это Ваша заслуга?
— Я в театре с 1984 года. Поэтому можно сказать, что почти все куклы прошли через мои руки. Моей задачей всегда было сделать, чтобы куклы ожили, то есть могли выполнять определенные движения. И самое главное, чтобы управление ими было удобным и простым для актера. Не скажу, что все куклы были удачными. Особенно первые. Ведь для меня это было совершенно новое дело. Приходилось учиться, находить недостающую информацию. Много профессиональных навыков я приобрел, участвуя в работе над спектаклями, и от нашего художественного руководителя Юрия Евгеньевича Лабецкого. А когда работаешь рядом с талантливым человеком, волей-неволей пытаешься повышать «свою планку».
— А в каких спектаклях Вы принимали участие как художник-постановщик?
— В нашем театре – в немногих. Чаще выступал как художник-конструктор в драматических спектаклях. Разрабатывал конструкции декораций, оформлял их декоративные элементы, продумывал сложный реквизит, занимался росписью. А как художник-постановщик поставил детские спектакли: «Домашний еж» и «Цветик-семицветик». В этом же качестве приглашался и в музыкальный детский театр-студию «Эльфы», работал над спектаклями: «Бал в лунную ночь», «Тряпичная кукла», «Снежная королева». В прошлом году, уже будучи главным художником, принимал участие в работе над спектаклем «И на войне была любовь» как художник по куклам.
— Мне очень понравились куклы в этой постановке. Это и неподражаемый Леонид Утесов, и неотразимая Клавдия Шульженко, и грациозная Марлен Дитрих, и кокетливая Марика Рёкк. Они очень органично вписались в этот замечательный спектакль, сделали его каким-то необычайно-трогательным. А сейчас, я знаю, его дополнит еще и кукла Армстронга. Все эти куклы — Ваша индивидуальная работа?
— Вообще-то это так называемые авторские куклы, но… Как сказал Константин Сергеевич Станиславский: «Сила театра в том, что он – коллективный художник». В нашем театре есть бутафорский цех, в котором изготавливается практически всё для спектаклей, и там работают большие профессионалы в своем деле. Каждый из них внес свой вклад и в изготовление этих кукол. И потом сами по себе куклы не были бы театральными, если бы не виртуозная работа с ними на сцене наших заслуженных артистов России Евгения Никитина, Николая Устинова и других актеров, которые мастерски оживляют их.
— Это Ваш первый опыт создания таких больших кукол?
— Нет. Первую большую куклу ,высотой два с половиной метра, мне довелось изготовить для одного норвежского театра. А года три назад Копенгагенский театр-варьете «Тиволи» заказал мне семь концертных кукол.
— Ваша жена Лариса, насколько мне известно, тоже работает в театре. А ведь многие считают, что семейным парам не стоит работать вместе…
— Я так не считаю. Во-первых, в нашем театре работает много семейных пар. Во-вторых, у меня замечательная жена. К тому же, она мне и друг, и соратник. На работе мы практически не видимся, зато дома у нас есть, что обсудить. Иногда ее советы бывают очень даже дельными. Все заказные спектакли и куклы для других театров мы делаем вдвоем. Еще и дети помогают.
— Как получилось, что Вы стали сотрудничать с зарубежными театрами?
— В 1992 году мне удалось отыскать своих родственников в Норвегии. Чтобы встретиться, они попросили один норвежский театр пригласить меня на работу. Так я и с родственниками встретился , и сделал свой первый спектакль там. Потом было еще несколько заказов из Норвегии. А позже появились предложения для совместной работы из Швеции и Дании.
— В начале разговора Вы упомянули, что специализировались на книжной графике. Вам удалось поработать в этой области?
— Да, хотя преуспеть в этом, живя в Выборге, довольно сложно. Тем не менее, мне довелось проиллюстрировать пару книг, работая с Московским книжным издательством «Приор».
— В выборгском доме-музее Ленина в свое время появилась замечательная фигура женщины-хозяйки этого дома в период пребывания здесь вождя революции. Мне сказали, что ее изготовил художник из «Святой крепости». Так это были Вы?
— Да. Ее пришлось создавать по старым фотографиям, не очень подходящим для подобной работы. Но, говорят, получилась похожей.
— Есть у Вас какое-нибудь увлечение, хобби?
— Пожалуй, театр и стал моим хобби. С удовольствием хожу на работу. Ну, а увлечения… Хочется иной раз просто сесть за стол и что-нибудь порисовать… Но почему-то сейчас времени на это не стало хватать.
— У Вас дома, наверно, много картин?
— К сожалению, нет. В трудные годы жизни пришлось почти все распродать. Они неплохо расходились. Видимо, потому, что до этого рисовались для себя, а не на продажу. Теперь, конечно, жалею…
— Сейчас, когда Вы столько лет отдали театру, можете сказать, что работа в театре стала все-таки Вашим призванием?
— Я бы сказал – поздним призванием. Меня в этой работе привлекает то, что ничего не повторяется – все в первый раз. Каждый спектакль – новые фантазии, новые идеи, новые мучения, независимо – конструкция это какая-либо или художественный образ. Поэтому, конечно, я бы вряд ли сейчас согласился поменять работу, какое бы заманчивое предложение мне ни сделали. Как недавно грустно пошутил один из известных актеров в своем интервью – из театра не уходят, из него выносят…

Оцените статью
Выборгские ведомости
Добавить комментарий