Лики и лица героев

Лики и лица героев
Лики и лица героев
Лики и лица героев

6мая – День Георгия Победоносца. В атеистический период нашей истории никто не задумывался, что он приходится на канун Дня Победы. И это символично: святой считается покровителем России, всего православного воинства. И именно 6 мая в Выборгском филиале Эрмитажа открылась выставка «Святые воины Русской земли».

Эта живопись продолжает традиции иконописи, но дает их в развитии. «Образы святых воинов в экспериментальном искусстве Санкт-Петербурга» — такой подзаголовок у названия экспозиции. Третья выставка, проходящая в Выборге, организована также искусствоведом Натальей Регинской, куратором проекта.
Участие в ней приняли как уже выставлявшиеся в библиотеке Аалто живописцы, так и новые авторы – всего 21 человек.
На открытии присутствовали художники Александр Визиряко из Зеленогорска и петербуржец Дмитрий Маркуль, несколько вступительных слов произнесла Наталья Регинская. Искусствовед подчеркнула, что большинство полотен посвящено Георгию Победоносцу, чей день весной приходится на 6 мая, а осенний отмечается 9 декабря (26 ноября по старому стилю). С праздником Победы поздравила присутствующих главный хранитель фондов центра «Эрмитаж-Выборг» Зоя Федосеева. Перед началом осмотра публику порадовал небольшим концертом камерный инструментальный ансамбль преподавателей детских музыкальных школ.
Можно сказать, что на выставке встретились древняя и настоящая история. Экспозиция разместилась на первом этаже и в галерее – на третьем. Что касается самих картин, то выставка на первом этаже поражает преобладанием яркого красного и синего цветов, создающих праздничный настрой, — работы художника Вячеслава Рожкова.
Привлекли внимание две небольшие работы известного ВИКа (Вячеслав Забелин) – головной портрет святого, вызывающий ассоциации с изображениями Древней Греции, и его же портрет Георгия Победоносца в яркой лубочной манере: Святой словно в искушении перед большим яблоком. Владимир Лабутов изобразил Дмитрия Солунского и Георгия Победоносца в росписи на деревянных вратах. Словно рубленые лики святых у Веры Соколовой-Зайцевой в картинах «Святая Ольга» и «Светлый образ», что придает им еще большую выразительность.
Очень много появилось новых имен – и при общности темы совершенно разная манера изображения. У Татьяны Андреевой в картине «Святая Ольга и Владимир» строгие фигуры стоят в золотистой пшенице и держат храмы – символы церкви в руках. У Лиды Жуковой грозен князь «Владимир — Красное Солнышко», и картина решена в жестких красных и черных тонах.
У Сергея Киселева («Святая Ольга») – лицо святой прорастает из церкви или, наоборот, церковь как бы вырастает из ее головы. Рядом – птицы, как символы Святого духа, и туманная фигура, идущая по воде. В целом образность напоминает манеру сюрреалистов. Предметы, как знаки и символы, существуют практически отдельно у Аллы Киселевой. Вот — голова лошади, вот полускрытое лицо святого Георгия, и почти висит в воздухе меч.
Ольга Шаповалова воина изобразила в нарядной сказочной манере, у нее преобладают светлые, голубые цвета. И совершенно детское лицо у воителя Дмитрия Гришина, что придает образу чистоту и непосредственность.
Чистота и строгость линий и красок – отличительная черта открывшейся выставки. Любопытно, что на третьем этаже, в левой части галереи, представлена современная западная икона. У западных художников-авангардистов лиц на картинах нет вообще – только абстрактные образы. Интересно сопоставить эти два подхода. Выставка продлится до десятого июня.

Оцените статью
Выборгские ведомости
Добавить комментарий